МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое регулирование имущественных отношений в семье

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере частного права
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_ЧП-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Воронина С.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент , Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Правовое регулирование имущественных отношений в семье

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр") (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 25.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 25.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Правовое регулирование имущественных отношений в семье" являются профессиональная подготовка специалистов в сфере гражданского и семейного права, обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе общетеоретических положений, общих положений гражданского и семейного права и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-6 способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2:нормативно-правовые акты в гражданской и семейной сферах юридической деятельности, нормы материального и процессуального права
ПК-6:правила,нормы антикоорупционного поведения, методику оценивания и пресечения коррупционного поведения и механизмы выявления коррупционного поведения
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2:квалифицированно применять нормативно-правовые акты в гражданской и семейной сферах юридической деятельности, эффективно реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-6: выявлять и пресекать коруппционное поведение, давать оценку коррупционномиу поведению и содействовать пресечению коруппционного поведения в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2: навыками квалифицированного применения нормативно-правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализации нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-6: навыками и умением выявлять коруппционное поведение, оценивания коррупционного поведения и содействия пресесечению коррупционного поведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Общая характеристика имущественных отношений в семье. Источники правового регулирования
1.1. Общая характеристика имущественных отношений в семье. Источники правового регулирования. Понятие имущества. Понятие и содержание имущественных отношений. Основания их возникновения. Гражданское и семейное законодательство как источники правового регулирования отношений в семье. понятие семьи и членов семейных отношений, их соотношение. Влияние дееспоосбности на осуществление имущественных прав и обязанностей. Лекции 1 1 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Лабораторный практикум. Лабораторные 1 2 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Общая характеристика имущественных отношений в семье. Источники правового регулирования. Понятие имущества. Понятие и содержание имущественных отношений. Основания их возникновения. Гражданское и семейное законодательство как источники правового регулирования отношений в семье. понятие семьи и членов семейных отношений, их соотношение. Сам. работа 1 6 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2.Имущественные правоотношения супругов
2.1. Понятие законного режима супругов. Состав общего имущества супругов. Владение, пользование, распоряжение общим имуществом. Оспаривание сделок по распоряжению общим имуществом.Раздельное имущество каждого из супругов.Раздел общего имущества, банкротство супругов. Ответстсвенность супругов Практические 1 10 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие законного режима супругов. Состав общего имущества супругов. Владение, пользование, распоряжение общим имуществом. Оспаривание сделок по распоряжению общим имуществом.Раздельное имущество каждого из супругов.Раздел общего имущества, банкротство супругов. Ответстсвенность супругов Лекции 1 2
2.3. Понятие законного режима супругов. Состав общего имущества супругов. Владение, пользование, распоряжение общим имуществом.Оспаривание сделок по распоряжению общим имуществом. Раздельное имущество каждого из супругов. Понятие законного режима супругов. Состав общего имущества супругов. Владение, пользование, распоряжение общим имуществом.Оспаривание сделок по распоряжению общим имуществом. Раздельное имущество каждого из супругов. Сам. работа 1 30 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3.Алиментные правоотношения членов семьи
3.1. Алиментные обязательства родителей и детей.Алиментные обязательства супругов (бывших супругов). Алиментные обязательства родителей и несовершеннолетних детей. Обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей. Обязанность совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Соглашение об уплате алиментов. Алиментные обязательства родственников Алиментные обязательства иных членов семьи. Алиментные обязательства свойственников и иных лиц Лекции 1 1
3.2. Алиментные обязательства родителей и детей.Алиментные обязательства супругов (бывших супругов). Алиментные обязательства родителей и несовершеннолетних детей. Обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей. Обязанность совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Соглашение об уплате алиментов. Алиментные обязательства родственников Алиментные обязательства иных членов семьи. Алиментные обязательства свойственников и иных лиц Практические 1 4
3.3. практические занятие по решению задач Практические 1 2 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.4. Алиментные обязательства родителей и детей.Алиментные обязательства супругов (бывших супругов). Алиментные обязательства родителей и несовершеннолетних детей. Обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей. Обязанность совершеннолетних детей по содержанию нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Соглашение об уплате алиментов. Алиментные обязательства родственников Алиментные обязательства иных членов семьи. Алиментные обязательства свойственников и иных лиц Сам. работа 1 30 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. 4. Имущественные права детей. Наследование членами семьи
4.1. Лекции 1 0
4.2. Общая характеристика имущественных прав несовершеннолетних. Особенности правового положения несовершеннолетних в наследственных правоотношениях. Право ребенка на содержание.Общая собственность родителей и детей: вопросы осуществления.Наследование родственниками.Наследование супругами.Завещание, наследственный договор, наследственный фонд.Наследование иными членами семьи. Лекции 1 0 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.3. Общая характеристика имущественных прав несовершеннолетних. Особенности правового положения несовершеннолетних в наследственных правоотношениях. Право ребенка на содержание.Право ребенка на содержание.Общая собственность родителей и детей: вопросы осуществления.Наследование родственниками.Наследование супругами.Завещание, наследственный договор, наследственный фонд.Наследование иными членами семьи. Практические 1 4 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.4. Общая характеристика имущественных прав несовершеннолетних. Особенности правового положения несовершеннолетних в наследственных правоотношениях. Право ребенка на содержание.Право ребенка на содержание.Общая собственность родителей и детей: вопросы осуществления.Наследование родственниками. Наследование супругами. Завещание, наследственный договор, наследственный фонд.Наследование иными членами семьи Сам. работа 1 16 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5.
5.1. Лекции 1 0 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.2. Практические 1 0 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.3. Сам. работа 1 0 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 6.
6.1. Лекции 1 0 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1
6.2. Практические 1 0 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1
6.3. Сам. работа 1 0 ПК-2, ПК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Влияние дееспособности на осуществление имущественных прав
2. Законный режим имущества супругов
3. Осуществление супругами права общей собственности
4. Оспаривание сделок по распоряжению общим имуществом супругов
5. Правовая природа брачного договора (доктрина)
6. Содержание брачного договора
7. Источники правового регулирования имущественных отношений
8. Договор о содержании членов семьи
9. Раздел общего имущества в судебном порядке: теория и практика
10. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью: толкование нормы и ее применение
11. Права супругов-членов крестьянского (фермерского) хозяйства
12. Раздел долгов супругов (бывших супругов)
13. Применение п.3 ст.42 СК РФ в судебной практике
14. Признание брачного договора недействительным: основания, порядок, последствия
15. Обращение взыскания на имущество супругов
16. Право супругов на содержание
17. Раздел имущества бывших супругов
18. Право общей собственности родителей и детей
19. Осуществление права собственности детей
20. Совместное завещание супругов
21. Наследование супругами
22. Наследование родственниками
23. Наследование свойственниками и иными членами семьи
24. Алиментные правоотношения близких родственников
25. Алиментные правоотношения свойственников
26. Соглашение об уплате алиментов: понятие, форма, содержание
27. Алиментные правоотношения воспитанников и фактических воспитателей
28. Исключительное право автора в составе общего имущества супругов
29. Особенности банкротства супругов
30. Гражданско-правовые сделки членов семьи: особенности совершения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Наследование бизнеса.
2. Права на охраняемые средства индивидуализации в составе наследства.
3. Наследование интеллектуальных прав на результаты творческой деятельности.
4. Переход пакета акций по наследству.
5. Наследственный фонд как форма управления бизнесом.
6. Наследование бизнеса.
7. Права на охраняемые средства индивидуализации в составе наследства.
8. Наследование интеллектуальных прав на результаты творческой деятельности.
9. Переход пакета акций по наследству.
10. Наследственный фонд как форма управления бизнесом.
11. Наследование бизнеса.
12. Права на охраняемые средства индивидуализации в составе наследства.
13. Наследование интеллектуальных прав на результаты творческой деятельности.
14. Переход пакета акций по наследству.
15. Наследственный фонд как форма управления бизнесом.
16. Раздел бизнеса при расторжении брака.
17. Раздел имущества, используемого в предпринимательской деятельности.
18. Раздел имущества в хозяйственных обществах.
19. Раздел исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
20.Раздел жилого помещения, приобретенного на кредитные средства.
21. Соотношение семейного и семейного законодательства.
22. Правовой режим имущества супргов
23. Состав имущества супругов
24. Осуществление права общей собственности членов семьи
25. Содержание брачного договора
26. Содержание соглашеения об алиментах
27. Раздельная собственность супругов
28. Совместное завещание супругов
29. Наследственный догооввр
30. Наследование отдельных видов имущества
31. Отвестственность супругов по долгам
32 Раздел общего имущества
33. Средства МСК как семейный капитал
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права: Учебник СТАТУТ, 2015 : http://e.lanbook.com/book/61530
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пчелинцева Л.М. - под ред., Цитович Л.В. - под общ. ред. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека online»
Э2 http://e.lanbook.com - ЭБС издательства "Лань"
Э3 http://law.edu.ru - федеральный образовательный портал "Юридическая Россия"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях магистранты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа магистранта предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.
Задачи самостоятельной внеаудиторной работы магистрантов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие магистрантам интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие магистрантам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение магистрантами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у магистрантов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.