МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Таможенное право
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01 Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, О.А. Блинова

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Н.И. Калашник

Рабочая программа дисциплины
Таможенное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 05.06.2019 протокол № 8.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов базовых знаний в области таможенного права, подготовка к профессиональной деятельности в области юриспруденции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6: способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
ПК-11: способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-6: основные тенденции развития таможенного законодательства ЕАЭС, основные положения таможенного законодательства и практику его применения.
ПК-11: правовые основы профилактики правонарушений, причины и условия, способствующие их совершению.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-6: анализировать таможенное законодательство, осуществлять надзор за соблюдением порядка и законности в таможенной сфере, юридически верно квалифицировать факты и обстоятельства в таможенной сфере.
ПК-11: выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-6: навыками составления документов при обнаружении правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела, навыками принятия законных и обоснованных процессуальных решений при осуществлении таможенного контроля, навыками оформления таможенных документов.
ПК-11: способностью (навыками) осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Таможенное дело и таможенная политика РФ
1.1. Таможенное дело и таможенная политика РФ Лекции 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Таможенное дело и таможенная политика РФ Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
1.3. Таможенное дело и таможенная политика РФ Сам. работа 4 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Таможенные органы РФ: понятие и система
2.4. Таможенные органы РФ: понятие и система Лекции 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.5. Таможенные органы РФ: понятие и система Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.6. Таможенные органы РФ: понятие и система Сам. работа 4 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Таможенные органы Таможенного союза и их основные задачи
3.7. Таможенные органы Таможенного союза и их основные задачи Лекции 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.8. Таможенные органы Таможенного союза и их основные задачи Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
3.9. Таможенные органы Таможенного союза и их основные задачи Сам. работа 4 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Государственная таможенная служба
4.10. Государственная таможенная служба Лекции 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.11. Государственная таможенная служба Сам. работа 4 10 ПК-6 Л1.1, Л2.1
4.12. Государственная таможенная служба Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Организационно-правовые формы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
5.13. Организационно-правовые формы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
5.14. Организационно-правовые формы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Лекции 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Таможенные процедуры: понятие, природа, характеристика
6.15. Таможенные процедуры: понятие, природа, характеристика Лекции 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
6.16. Таможенные процедуры: понятие, природа, характеристика Практические 4 1 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Таможенный контроль
7.17. Таможенный контроль Лекции 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
7.18. Таможенный контроль Практические 4 1 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Таможенно - тарифное регулирование
8.19. Таможенно - тарифное регулирование Лекции 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
8.20. Таможенно - тарифное регулирование Практические 4 1 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Правоохранительная деятельность таможенных органов
9.21. Правоохранительная деятельность таможенных органов Практические 4 1 ПК-6 Л1.1, Л2.1
9.22. Правоохранительная деятельность таможенных органов Сам. работа 4 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Таможенная статистика
10.23. Таможенная статистика Практические 4 1 ПК-6 Л1.1, Л2.1
10.24. Таможенная статистика Сам. работа 4 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Международно – правовое и организационное сотрудничество в таможенной сфере
11.25. Международно – правовое и организационное сотрудничество в таможенной сфере Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
11.26. Международно – правовое и организационное сотрудничество в таможенной сфере Сам. работа 4 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Основы таможенной логистики
12.27. Основы таможенной логистики Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
12.28. Основы таможенной логистики Сам. работа 4 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Правовая регламентация ответственности в таможенной сфере
13.29. Правовая регламентация ответственности в таможенной сфере Сам. работа 4 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1
13.30. Правовая регламентация ответственности в таможенной сфере Практические 4 1 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 14. Экзамен
14.31. Экзамен Экзамен 4 36 ПК-6 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ТП 2019.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев Таможенное право: [Электронный ресурс] М. : Проспект, 2015 http://e.lanbook.com/book/54683
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О.Г. Анохина Таможенное право : Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза [Электронный ресурс] Проспект, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471376 — Загл. с экрана.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная таможенная служба http://www.customs.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Таможенное право» завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Таможенное право» производится в рамках 4-балльной системы. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач и тестирования, выполненных им в течение семестра. Итоговая оценка по экзамену выставляется в соответствии с учетом требования владения основными навыками и умениями по изученному курсу: знать понятия и термины таможенного права, основные тенденции развития таможенного законодательства ЕАЭС, основные положения таможенного законодательства и практику его применения; уметь анализировать таможенное законодательство, осуществлять надзор за соблюдением порядка и законности в таможенной сфере, юридически верно квалифицировать факты и обстоятельства в таможенной сфере; владеть навыками оформления таможенных документов, навыками принятия законных и обоснованных процессуальных решений при осуществлении таможенного контроля, навыками оформления таможенных документов.
Теоретические вопросы – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. Готовиться к ответу на теоретические вопросы следует по планам семинарских занятий, выданных преподавателем или размещенном на университетском сайте. При этом необходимо учитывать лекционный курс, а также знакомиться с нормативными актами, материалами практики и научной литературой, рекомендованной к семинарам. Ответ на теоретические вопросы может быть устным и письменным, а также с использованием презентаций, в форме доклада.
Решение задач - проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
Алгоритм решения задач включает в себя следующие этапы: 1) изучение конкретной ситуации (отношения), требующей правового обоснования или решения; 2) правовая оценка или квалификация этой ситуации (отношения); 3) поиск соответствующих нормативных актов и судебной практики; 4) толкование правовых норм, подлежащих применению; 5) принятие решения, разрешающего конкретную заданную ситуацию; 6) обоснование принятого решения, его формулирование в письменном виде; 7) проецирование решения на реальную действительность, прогнозирование процесса его исполнения, достижения тех целей, ради которых оно принималось. Сноски на нормативные акты в качестве обоснования своей позиции обязательны.
Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы «Moodle» или непосредственно на семинаре. На тестирование отводится 40 минут. Каждый вариант тестового вопроса предполагает 3-5 вариантов ответа, из которых необходимо выбрать правильный.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной (письменной) форме. На подготовку студенту отводится 30 минут.
Задания для студентов в полном объеме представлены на университетском сайте в системе «Moodle», а также на кафедре в УМК дисциплины. Кроме того, перед началом изучения курса преподаватель в электронном варианте представляет студентам развернутый план семинарских занятий.