МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Избирательный процесс в РФ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере государственного и муниципального управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ЮвГМУ-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
в том числе инт. 2 2 2 2
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Блинова О.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Избирательный процесс в РФ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 30.05.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н. доцент Игнатовская И.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 30.05.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой к.ю.н. доцент Игнатовская И.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов базовых знаний в области конституционного, муниципального и избирательного права, административного права, а также подготовка к профессиональной деятельности в избирательной сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие категории и понятия избирательного права и процесса; правовую основу организации и проведения выборов в РФ, соотношение источников избирательного права и процесса по юридической силе;
Порядок обжалования действий, бездействий, нарушающих избирательные права граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.систематизировать и обобщать полученные знания; правильно оперировать избирательны-правовыми понятиями в процессе правотворческой, правоприменительной, правозащитной, экспертно-консультационной деятельности;
Анализировать и давать грамотную квалификацию юридических фактов, возникающих в связи с реализацией избирательных прав;
Анализировать избирательное законодательство и применять для разрешения конкретных ситуаций по вопросам организации и проведения выборов;
правильно разрешать избирательные споры, определять их подведомственность;
Принимать правовые решения, совершать юридически значимые действия на различных стадиях избирательного процесса;
Правильно составлять и оформлять избирательные юридические документы;
Оказывать квалифицированную юридическую помощь по вопросам организации и проведения выборов и защиты избирательных прав граждан.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки и осуществления правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов;
Навыком обеспечивать соблюдения избирательного законодательства, а также совершать юридические действия на различных стадиях избирательного процесса в точном соответствии с законом;
Навыком: предупреждения и восстановления юридическими средствами типичных нарушений избирательных прав граждан;
Навыками составления юридических документов по вопросам избирательного права;
Навыками разрешения юридических споров на основе анализа, толкования и применения соответствующих избирательных норм и судебной практики в сфере организации и проведения выборов различного уровня;
Навыком оказывать квалифицированную юридическую помощь в разрешении возникающих споров.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ощий раздел
1.1. Теоритические и правовые основы избирательного права и процесса в РФ Лекции 2 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.2. Понятие избирательного права и избирательного процесса Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.3. Источники избирательного права и процесса в РФ Практические 2 1 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.4. Источники избирательного права и процесса в РФ Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.5. Система избирательных органов в РФ Практические 2 1 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.6. Понятие и виды избирательных систем Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.7. Организация и проведение выборов в РФ Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.8. Организация и проведение выборов в РФ Практические 2 1 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.9. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей Сам. работа 2 6 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.10. Образование избирательных округов и избирательных участков Сам. работа 2 6 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.11. Финансирование выборов Сам. работа 2 6 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.12. Информационное обеспечение выборов Сам. работа 2 6 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.13. Семинарское занятие по решению задач Практические 2 1 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.14. Агетация и пропаганда Сам. работа 2 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.15. Голосование и определение результатов голосования Сам. работа 2 6 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.16. Избирательные споры Сам. работа 2 6 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.17. Избирательные споры Лабораторные 2 2
1.18. Юридическая отвественность за нарушение избирательного законодательства РФ Сам. работа 2 6 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.19. Зачет Зачет 2 4 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Место и роль выборов в механизме реализации народного представительства.
2. Понятие избирательного права и выборов. Соотношение понятий избирательное право (объективное, субъективное) и избирательная система.
3. Понятие и содержание принципов избирательного права. Их классификация (на основные и дополнительны) Конституционные принципы избирательного права.
4. Источники избирательного права и их виды. Федеральное и региональное законодательство о выборах. Перспективы развития избирательного законодательства. Избирательный кодекс, модельные законы. Акты ЦИК и их роль в организации избирательного процесса в России.
5. Применение международных, конституционных и законодательных стандартов.
6. Избирательное право на федеральном уровне.
7. Избирательное право на уровне субъектов Российской Федерации.
8. Избирательное право на муниципальном уровне.
9. История развития избирательного права России. Эволюция избирательного права. Преемственность в избирательном праве.
10. Избиратель – как основной субъект избирательного права::понятие и юридическая характеристика.
11. Ограничения активного и пассивного избирательного права. Избирательные цензы.
12. Политические общественные объединения и движения.
13. Избирательные объединения и блоки: понятие, требования, порядок формирования и регистрации, полномочия.
14. Уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков.
15. Правовые гарантии участия избирательных объединений в выборах.
16. Государство и его органы как участники избирательного процесса.
17. Избирательные комиссии как участники и организаторы избирательного процесса. Виды, структура и порядок формирование избирательных комиссий различного уровня.
18. Правовой статус ЦИК.
19. Правовой статус кандидатов в депутаты и на единоличные выборные должности.
20. Наблюдатели. Классификация и правовой статус наблюдателей. Правовой статус иностранных наблюдателей.
21. Средства массовой информации. Роль и статус средств массовой информации в избирательном процессе. Взаимодействие избирательных комиссий со средствами массовой информации.
22. Общая характеристика российской избирательной системы.
23. Виды избирательных систем.
24. Мажоритарная избирательная система.
25. Система пропорционального представительства.
26. Смешанная избирательная система.
27. Положительные и отрицательные черты каждой из избирательных систем.
28. Особенности применения избирательных систем на федеральном, региональном и местном уровнях.
29. Общая характеристика юридической ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах. Понятие и виды, основания.
30. Ответственность избирательных комиссий, кандидатов иных участников избирательного процесса.
31. Обжалование решений и действий (бездействий), нарушающих избирательные права граждан.
32. Виды нарушений избирательного законодательства.
33. Порядок работы с заявлениями и жалобами, поступающими в УИК, ТИК, ЦИК и другие инстанции.
34. Роль правоохранительных и судебных органов в избирательном процессе.
35. Зарубежный опыт развития избирательного права.
36. Виды и особенности избирательных систем зарубежных стран.
37. Практика применения избирательного законодательства на прошедших выборах (2010 – 2012 гг.).
38. Проблемы и нарушения, выявленные в ходе проведения избирательных кампаний в 2010 – 2012 г.г. Пути разрешения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Система источников избирательного права Российской Федерации: особенности и перспективы кодификации.
2. Становление и развитие отечественного избирательного законодательства.
3. Особенности правового положения кандидата как субъекта избирательного права.
4. Правовой статус наблюдателей, доверенных лиц, полномочных представителей кандидатов и избирательных объединений.
5. Средства массовой информации в избирательном процессе.
6. Особенности муниципального избирательного права.
7. Избирательный округ: понятие и виды.
8. Особенности применения пропорциональной избирательной системы в РФ: недостатки и перспективы.
9. Избирательные системы на муниципальных выборах: законодательство и практика проведения выборов.
10. Система избирательных комиссий и проблемы совершенствования их деятельности;
11. Средства массовой информации: информирование и предвыборная агитация (законодательные дозволения и запреты).
12. Роль судебной практики в развитии и совершенствовании избирательного права и законодательства.
13. Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в развитии избирательного права и избирательного процесса.
14. Избирательный процесс: понятие, структура и стадии.
15. Назначение выборов: субъекты права назначения и процедуры.
16. Сроки в избирательном процессе.
17. Выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере АК).
18. Институт выдвижения и регистрации списка кандидатов: понятие, юридические условия и гарантии реализации пассивного избирательного права.
19. Предвыборная агитация: правовое регулирование и практика.
20. Финансирование организации и проведения выборов: правовое регулирование и практика.
21. Финансирование избирательных кампаний кандидатов, избирательных объединений: правовое регулирование и практика.
22. Финансовый контроль в избирательном процессе: правовое регулирование и практика.
23. Избирательный залог: правовой статус и пределы роста.
24. Проблемы организации голосования в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, полярных станциях: правовое регулирование и практика.
25. Юридическая ответственность в избирательном процессе.
26. Избирательные споры и способы их разрешения.
27. Борьба с незаконными технологиями в избирательных кампаниях.
28. Информационные технологии в избирательном процессе (на примере работы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»).
29. Электронное голосование на выборах: новое в избирательном законодательстве Российской Федерации.
30. Зарубежный опыт автоматизации избирательного процесса и электронного голосования на выборах.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нудненко Л. А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Агапов А. Б. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 7-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3CF11185-B99C-481F-9488-66EDF84CE850
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Конюхова И.А., Алешкова И.А., Андриченко Л.В. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Копытов Ю.А. Административное право России: учебник М.: Проспект, 2021 www.biblio-online.ru/book/B0235BFF-D1A1-401C-8AE2-203D1CB602D2.
Л2.3 Давтян В.Р., Кононенко Д.В. КОНСТИТУЦИОННОЕ (УСТАВНОЕ) ПРАВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Белик В.Н. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И ИХ ЗАЩИТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЦИК России http://www.cikrf.ru/
Э2 Избирательная комиссия Алтайского края www.altai-terr.izbirkom.ru
Э3 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.


Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Избирательный процесс» завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Избирательный процесс» производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Итоговая оценка по данному предмету выставляется в соответствии с квалификационными требованиями на основе следующих показателей знаний: общих категорий и понятий избирательного права и процесса; правовой основы организации и проведения выборов в РФ, соотношение источников избирательного права и процесса по юридической силе, порядок обжалования действий (бездействий, нарушающих избирательные права граждан
Умеет систематизировать и обобщать полученные знания; правильно оперировать избирательны-правовыми понятиями в процессе правотворческой, правоприменительной, правозащитной, экспертно-консультационной деятельности;
Анализировать и давать грамотную квалификацию юридических фактов, возникающих в связи с реализацией избирательных прав;
Анализировать избирательное законодательство и применять для разрешения конкретных ситуаций по вопросам организации и проведения выборов;
правильно разрешать избирательные споры, определять их подведомственность;
Принимать правовые решения, совершать юридически значимые действия на различных стадиях избирательного процесса;
Правильно составлять и оформлять избирательные юридические документы;
Оказывать квалифицированную юридическую помощь по вопросам организации и проведения выборов и защиты избирательных прав граждан.
Владеет навыками разработки и осуществления правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов;
Навыком обеспечивать соблюдения избирательного законодательства, а также совершать юридические действия на различных стадиях избирательного процесса в точном соответствии с законом;
Навыком: предупреждения и восстановления юридическими средствами типичных нарушений избирательных прав граждан;
Навыками составления юридических документов по вопросам избирательного права;
Навыками разрешения юридических споров на основе анализа, толкования и применения соответствующих избирательных норм и судебной практики в сфере организации и проведения выборов различного уровня;
Навыком оказывать квалифицированную юридическую помощь в разрешении возникающих споров.
Оценка «зачтено» проставляется студенту, активно участвовавшему в рассмотрении теоретических вопросов, решении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше, а также выполнившему лабораторный практикум на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия положительных оценок по теоретическим вопросам и решению задач, студенту может быть назначено выполнение письменной работы. Положительные оценки по письменной работе, тестированию, лабораторному практикуму предполагают выставление студенту итоговой оценки «зачтено». В случае отсутствия оценок, полученных в течение всего срока освоения дисциплины, студенту необходимо подготовить вопросы на зачет, выполнить лабораторный практикум и пройти тестирование.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Проверке подлежит правильность составления условий задачи, соотносимость придуманной ситуации с объективной реальностью и действующими нормативными правовыми актами, а также правильность решения данных задач, предложенных студентом. Конкретный институт избирательного процесса выбирается студентом по согласованию с преподавателем. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (эссе, рефераты, курсовые и др.) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материала по данному вопросу. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Теоретические вопросы – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. Готовиться к ответу на теоретические вопросы следует по планам семинарских занятий, выданных преподавателем или размещенном на университетском сайте. При этом необходимо учитывать лекционный курс, а также знакомиться с нормативными актами, материалами практики и научной литературой, рекомендованной к семинарам. Ответ на теоретические вопросы может быть устным и письменным, а также с использованием презентаций, в форме доклада.
Решение задач - проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
Алгоритм решения задач включает в себя следующие этапы: 1) изучение конкретной ситуации (отношения), требующей правового обоснования или решения; 2) правовая оценка или квалификация этой ситуации (отношения); 3) поиск соответствующих нормативных актов и судебной практики; 4) толкование правовых норм, подлежащих применению; 5) принятие решения, разрешающего конкретную заданную ситуацию; 6) обоснование принятого решения, его формулирование в письменном виде; 7) проецирование решения на реальную действительность, прогнозирование процесса его исполнения, достижения тех целей, ради которых оно принималось. Сноски на нормативные акты в качестве обоснования своей позиции обязательны.
Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы «Moodle» или непосредственно на семинаре. На тестирование отводится 40 минут. Каждый вариант тестового вопроса предполагает 3-5 вариантов ответа, из которых необходимо выбрать правильный.
Задания для студентов в полном объеме представлены на университетском сайте в системе «Moodle», а также на кафедре в УМК дисциплины. Кроме того, перед началом изучения курса преподаватель в электронном варианте представляет студентам развернутый план семинарских занятий.