МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательская работа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4
курсовая работа: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (4) 3 (6) Итого
Недель 18 18 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4 4 4 12 12
Сам. работа 32 32 32 32 32 32 96 96
Итого 36 36 36 36 36 36 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательская работа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.В соответствии с ФГОС научно-исследовательская работа является обязательным видом учебных занятий основной образовательной программы по направлению 400301 Юриспруденция. Она непосредственно ориентирована на овладение бакалаврами научно-исследовательской деятельностью.
Целями научно-исследовательской работы являются:
- овладение методологией организации и проведения научно-исследовательской работы в юриспруденции;
- овладение основными методами и приемами научно-исследовательской работы;
- формирование умений и компетенций самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу.
Поставленные цели конкретизируются в реализации следующих задач:
- формирование умений постановки проблем исследования, анализа и систематизации научной информации по теме исследования;
- формирование навыков определения целей и задач исследования;
- формирование умений осуществлять подбор материала, анализовать и интерпретировать эмпирически полученные данные;
- формирование навыков по подготовке курсовых работов и публикаций по результатам выполненных исследований;
- формирование умений предоставлять результаты своей работы специалистам, отстаивать свои позиции в профессиональной среде;
- развитие творческого научного потенциала, способности к самосовершенствованию, расширения своих научных и профессиональных знаний и умений;
- совершенствование навыков самоорганизации, саморазвития, самоконтроля в области научной деятельности, стремление к повышению своего профессионального уровня;
- развитие способности к совместной работе с другими специалистами в рамках междисциплинарных исследований, разработки и реализации совместных проектов и т.д.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-15 способностью толковать нормативные правовые акты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-7: содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей и особенностей научно-исследовательской деятельности;
ПК-15: понятие толкования права, способы толкования права, виды толкования права.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-7: планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; самостоятельно строить процесс овладения информацией, отобранной и структурированной для выполнения научно-исследовательской деятельности;
ПК-15: использовать грамматический, логический, систематический, исторический и иные способы толкования права; определять вид толкования права.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-7: технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки научно-исследовательской деятельности.
ПК-15: навыком обоснованной интерпретации нормативных правовых актов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы научной деятельности
1.1. Наука и научное исследование Лекции 2 1 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Наука и научное исследование Сам. работа 2 6 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.3. Методология научных исследований Лекции 2 1 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.4. Методология научных исследований Сам. работа 2 6 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.5. Подготовительный этап научно-исследовательской работы Лекции 2 1 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.6. Подготовительный этап научно-исследовательской работы Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.7. Сбор научной информации Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.8. Написание и оформление научных работ студентов Лекции 2 1 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.9. Написание и оформление научных работ студентов Сам. работа 2 4 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Научные исследования в сфере юриспруденции
2.1. Государственно-правовая реальность как исследовательский объект Лекции 4 2 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Государственно-правовая реальность как исследовательский объект Сам. работа 4 8 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.3. Назначение юридических исследований Лекции 4 2 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.4. Назначение юридических исследований Сам. работа 4 8 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.5. Исследовательская этика и ее нарушения Лекции 4 0 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.6. Исследовательская этика и ее нарушения Сам. работа 4 8 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.7. Правила публичной защиты результатов юридических исследований Лекции 4 0 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.8. Правила публичной защиты результатов юридических исследований Сам. работа 4 8 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Процесс продвижения обучающегося по траетории исследовательской деятельности
3.1. Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы Лекции 6 2 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.2. Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы Сам. работа 6 16 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.3. Исследовательские подходы к теме научно-исследовательской работы Лекции 6 2 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.4. Исследовательские подходы к теме научно-исследовательской работы Сам. работа 6 16 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечни тем курсовых работ разрабатываются и утверждаются на кафедрах. Информация о перечне тем курсовых работ и научных руководителей доводится до студентов. Преподаватели ознакомляют обучающихся с примерным перечнем тем курсовых работ вначале изучения учебных дисциплин. После выбора темы каждому студенту необходимо написать заявление на имя заведующего соответствующей кафедры.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Никаких письменных работ, кроме курсовых работ, не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Неумоева-Колчеданцева Е. В. Основы научной деятельности студента. Курсовая работа: учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Оганян, К. М. Философия и методология социальных наук: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт» , 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.3 Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Научно-исследовательская работа бакалавров организована в виде занятий, проводимых научным руководителем НИР, и самостоятельной работы. Руководитель должен ознакомить студентов с методологией проведения научно-исследовательской работы, сформировать представление об основных исследовательских планах, методологических ошибках, которые можно совершить при организации и проведении правового исследования, дать представления об особенностях и методах научного познания в юриспруденции. Затем студенты знакомятся с актуальными темами исследований в рамках кафедральной проблематики и основными направлениями работы той или иной кафедры. Далее им предоставляется перечень тем для исследований, а также обсуждаются возможные научные руководители.