МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательская работа
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01 Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 136
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2
курсовая работа: 2, 4, 6, 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (4) 3 (6) 4 (8) Итого
Недель 17 17 16 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2 2 2 2 2 8 8
Сам. работа 34 34 34 34 34 34 34 34 136 136
Итого 36 36 36 36 36 36 36 36 144 144

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательская работа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.В соответствии с ФГОС научно-исследовательская работа является обязательным видом учебных занятий основной образовательной программы по направлению 400301 Юриспруденция. Она непосредственно ориентирована на овладение бакалаврами научно-исследовательской деятельностью.
Целями научно-исследовательской работы являются:
- овладение методологией организации и проведения научно-исследовательской работы в юриспруденции;
- овладение основными методами и приемами научно-исследовательской работы;
- формирование умений и компетенций самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу.
Поставленные цели конкретизируются в реализации следующих задач:
- формирование умений постановки проблем исследования, анализа и систематизации научной информации по теме исследования;
- формирование навыков определения целей и задач исследования;
- формирование умений осуществлять подбор материала, анализовать и интерпретировать эмпирически полученные данные;
- формирование навыков по подготовке курсовых работов и публикаций по результатам выполненных исследований;
- формирование умений предоставлять результаты своей работы специалистам, отстаивать свои позиции в профессиональной среде;
- развитие творческого научного потенциала, способности к самосовершенствованию, расширения своих научных и профессиональных знаний и умений;
- совершенствование навыков самоорганизации, саморазвития, самоконтроля в области научной деятельности, стремление к повышению своего профессионального уровня;
- развитие способности к совместной работе с другими специалистами в рамках междисциплинарных исследований, разработки и реализации совместных проектов и т.д.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-15: способностью толковать нормативные правовые акты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-7: содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей и особенностей научно-исследовательской деятельности;
ПК-15: понятие толкования права, способы толкования права, виды толкования права.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-7: планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; самостоятельно строить процесс овладения информацией, отобранной и структурированной для выполнения научно-исследовательской деятельности;
ПК-15: использовать грамматический, логический, систематический, исторический и иные способы толкования права; определять вид толкования права.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-7: технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки научно-исследовательской деятельности.
ПК-15: навыком обоснованной интерпретации нормативных правовых актов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы научной деятельности
1.1. Наука и научное исследование Лекции 2 1 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.2. Наука и научное исследование Сам. работа 2 6 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.3. Методология научных исследований Лекции 2 1 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.4. Методология научных исследований Сам. работа 2 6 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.5. Подготовительный этап научно-исследовательской работы Лекции 2 0 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.6. Подготовительный этап научно-исследовательской работы Сам. работа 2 8 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.7. Сбор научной информации Сам. работа 2 10 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.8. Написание и оформление научных работ студентов Лекции 2 0 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
1.9. Написание и оформление научных работ студентов Сам. работа 2 4 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Научные исследования в сфере юриспруденции
2.10. Государственно-правовая реальность как исследовательский объект Лекции 4 1 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.11. Государственно-правовая реальность как исследовательский объект Сам. работа 4 16 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.12. Назначение юридических исследований Лекции 4 1 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.13. Назначение юридических исследований Сам. работа 4 18 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.14. Исследовательская этика и ее нарушения Лекции 6 1 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.15. Исследовательская этика и ее нарушения Сам. работа 6 18 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.16. Правила публичной защиты результатов юридических исследований Лекции 6 1 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
2.17. Правила публичной защиты результатов юридических исследований Сам. работа 6 16 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 3. Процесс продвижения обучающегося по траетории исследовательской деятельности
3.18. Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы Лекции 8 1 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.19. Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы Сам. работа 8 16 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.20. Исследовательские подходы к теме научно-исследовательской работы Лекции 8 1 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.21. Исследовательские подходы к теме научно-исследовательской работы Сам. работа 8 18 ОК-7, ПК-15 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Перечни тем курсовых работ разрабатываются и утверждаются на кафедрах. Информация о перечне тем курсовых работ и научных руководителей доводится до студентов. Преподаватели ознакомляют обучающихся с примерным перечнем тем курсовых работ вначале изучения учебных дисциплин. После выбора темы каждому студенту необходимо написать заявление на имя заведующего соответствующей кафедры.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Никаких письменных работ, кроме курсовых работ, не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение.
Приложения
Приложение 1.   ФОС НИР.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Неумоева-Колчеданцева Е. В. Основы научной деятельности студента. Курсовая работа: учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/osnovy-nauchnoy-deyatelnosti-studenta-kursovaya-rabota-427934
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Оганян, К. М. Философия и методология социальных наук: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт» , 2018 https://biblio-online.ru/book/filosofiya-i-metodologiya-socialnyh-nauk-428314
Л2.2 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт //ЭБС «Юрайт» , 2018 https://biblio-online.ru/book/metodologiya-nauchnyh-issledovaniy-423567
Л2.3 Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" https://biblio-online.ru/book/istoriya-i-metodologiya-nauki-412991
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э2 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com
Э3 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Научно-исследовательская работа бакалавров организована в виде занятий, проводимых научным руководителем НИР, и самостоятельной работы. Руководитель должен ознакомить студентов с методологией проведения научно-исследовательской работы, сформировать представление об основных исследовательских планах, методологических ошибках, которые можно совершить при организации и проведении правового исследования, дать представления об особенностях и методах научного познания в юриспруденции. Затем студенты знакомятся с актуальными темами исследований в рамках кафедральной проблематики и основными направлениями работы той или иной кафедры. Далее им предоставляется перечень тем для исследований, а также обсуждаются возможные научные руководители.