МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционная и муниципальная ответственность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильКонституционное право, административное право, муниципальное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-КП,АП,МП-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
в том числе инт. 2 2 2 2
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Маньковская В.И.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Конституционная и муниципальная ответственность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция(уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Игнатовская Ирина Ивановна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Игнатовская Ирина Ивановна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Конституционная и муниципальная ответственность» являются:
-овладение теоретическими знаниями и практическими навыками по применению норм ,регулирующих конституционную и муниципальную ответственность;
-освоение новых концептуальных подходов к современному пониманию конституционной и муниципальной ответственности;
-рассмотрение основных особенностей конституционной и муниципальной ответственности;
- выявление актуальных проблем по применения норм, регулирующих конституционную и муниципальную ответственность;
Примечание: цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие и признаки правонарушения и преступления; виды правонарушений и преступлений; способы выявления, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений; меры профилактики и пресечения правонарушений и преступлений
3.2.Уметь:
3.2.1.различать правонарушения и преступления; применять способы выявления, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений; применять меры профилактики и пресечения правонарушений и преступлений

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками определения различий правонарушений и преступлений; способами выявления, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений; приемами применения мер профилактики и пресечения правонарушений и преступлений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Конституционная ответственность как средство обеспечения конституционной законности в РФ Лекции 2 1 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Конституционная ответственность как средство обеспечения конституционной законности в РФ Практические 2 1 ПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Конституционная ответственность как средство обеспечения конституционной законности в РФ Сам. работа 2 8 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Субъекты конституционной ответственности
2.1. Субъекты конституционной ответственности Лекции 2 1 ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Субъекты конституционной ответственности Практические 2 1 ПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Субъекты конституционной ответственности Сам. работа 2 8 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Содержание и механизм обеспечения конституционной ответственности в РФ
3.1. Содержание и механизм обеспечения конституционной ответственности в РФ Практические 2 1 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.2. Практическое занятие по решению задач Практические 2 1 ПК-4 Л1.1, Л2.1
3.3. Содержание и механизм обеспечения конституционной ответственности в РФ Сам. работа 2 8 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Проблемы совершенствования института конституционной ответственности в РФ
4.1. Проблемы совершенствования института конституционной ответственности в РФ Практические 2 1 ПК-4 Л1.1, Л2.1
4.2. Проблемы совершенствования института конституционной ответственности в РФ Сам. работа 2 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Природа муниципально-правовой ответственности
5.1. Природа муниципально-правовой ответственности Практические 2 1 ПК-4 Л1.1, Л2.1
5.2. Природа муниципально-правовой ответственности Сам. работа 2 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Отзыв выборных должностных лиц как мера муниципально-правовой ответственности
6.1. Отзыв выборных должностных лиц как мера муниципально-правовой ответственности Практические 2 1 ПК-4 Л1.1, Л2.1
6.2. Отзыв выборных должностных лиц как мера муниципально-правовой ответственности Сам. работа 2 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Выражение недоверия должностным лицам как мера муниципально-правовой ответственности
7.1. Выражение недоверия должностным лицам как мера муниципально-правовой ответственности Практические 2 1 ПК-4 Л1.1, Л2.1
7.2. Выражение недоверия должностным лицам как мера муниципально-правовой ответственности Сам. работа 2 8 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Отставка, роспуск, досрочное прекращение полномочий органа местного самоуправления или его должностного лица как мера муниципально-правовой ответственности
8.1. Отставка, роспуск, досрочное прекращение полномочий органа местного самоуправления или его должностного лица как мера муниципально-правовой ответственности Практические 2 1 ПК-4 Л1.1, Л2.1
8.2. Отставка, роспуск, досрочное прекращение полномочий органа местного самоуправления или его должностного лица как мера муниципально-правовой ответственности Сам. работа 2 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Временное приостановление полномочий, предупреждение как мера муниципально-правовой ответственности
9.1. Временное приостановление полномочий, предупреждение как мера муниципально-правовой ответственности Сам. работа 2 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
10.1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Сам. работа 2 10 ПК-4 Л1.1, Л2.1
10.2. Лабораторный практикум Практические 2 1 ПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Зачет
11.1. Зачет Зачет 2 4 ПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие конституционно-правовой ответственности как самостоятельного вида ответственности.
2. Конституционно-правовая ответственность как разновидность юридической ответственности.
3. Конституционно-правовая ответственность – разновидность политической ответственности.
4. Конституционно-правовая ответственность как виды политической ответственности.
5. Конституционно-правовая ответственность как вид социальной ответственности.
6. Конституционно-правовая ответственность – институт отрасли конституционного права.
7. Виды мер негативной конституционно-правовой ответственности.
8. Проблемы субъектов конституционно-правовой ответственности и вины.
9. Понятие субъектов конституционно-правовой ответственности.
10. Виды субъектов конституционно-правовой ответственности.
11. Президент как субъект конституционно-правовой ответственности.
12. Правительство как субъект конституционно-правовой ответственности.
13. Иные должностные лица как субъекты конституционно-правовой ответственности.
14. Органы местного самоуправления как субъекты конституционно-правовой ответственности.
15. Государство как субъект конституционно-правовой ответственности.
16. Субъекты государства как субъекты конституционно-правовой ответственности.
17. Основания применения мер конституционно-правовой ответственности.
18. Конституционно-правовые санкции и их классификация.
19. Роль прокуратуры, суда и иных правоохранительных органов в механизме обеспечения конституционно-правовой ответственности.
20. Проблемы совершенствования института конституционной ответственности в РФ.
21. Понятие муниципально-правовой ответственности.
22. Содержание муниципально-правовой ответственности.
23. Место и роль муниципально-правовой ответственности в системе юридической ответственности.
24. Отзыв выборных должностных лиц как мера муниципально-правовой ответственности.
25. Выражение недоверия должностным лицам как мера муниципально-правовой ответственности.
26. Отставка, роспуск, досрочное прекращение полномочий органа местного самоуправления или его должностного лица как мера муниципально-правовой ответственности.
27. Временное приостановление полномочий, предупреждение как мера муниципально-правовой ответственности.
28. Ответственность одних органов местного самоуправления перед другими органами местного самоуправления иных муниципальных образований как мера муниципально-правовой ответственности.
29. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением.
30. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством.
31. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами.
32. Особенности уголовной ответственности.
33. Особенности административной ответственности.
34. Особенности привлечения к дисциплинарной ответственности.
35. Особенности гражданско-правовой ответственности
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Конюхова И.А., Алешкова И.А., Андриченко Л.В. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белик, В. Н. Конституционные права личности и их защита : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, , 2018. biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Совет Федерации www.council.gov.ru
Э2 Президент РФ www.president.kremlin.ru
Э3 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.


Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Конституционная и муниципальная ответственность» завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Конституционная и муниципальная ответственность» производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, активно участвовавшему в рассмотрении теоретических вопросов, решении задач, прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше и выполнившему лабораторный практикум на оценку «удовлетворительно» и выше. Отсутствие оценок, полученных в течение всего срока освоения дисциплины, означает необходимость подготовить вопросы на зачет, сдать тестирование и выполнить лабораторный практикум.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Предлагаемые изменения должны относиться к положениям указанного закона, быть обоснованными, логичными и реализуемыми. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на семинарском занятии предполагает последующий устный ответ. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.