МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы социальной политики в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., профессор, Сергиенко А.М.

Рецензент(ы):
д.ф.н., профессор, Сытых О.Л.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы социальной политики в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. № 326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент, В.В. Нагайцев


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать научное представление о социальной политике как междисциплинарном научном направлении и элементе общей системы знаний о политике, понимание бизнеса как субъекта социальной политики;
изучение актуальных проблем социальной политики бизнес-структур в России; социального партнерства и других современных технологий взаимодействия бизнеса и власти;
сформировать навыки использования полученных знаний в области социальной политики бизнеса как в теоретическом, так и практическом назначении.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук
ПК-1 способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические,методологические,социальной политики и социальной структуры,правовые и этические основы социальной политики,тенденции изменения социальной структуры,современные и перспективные направления социальной политики;
методологические основы и методы исследования социальной политики и социальной структуры,выявления актуальных социальных проблем социальной политики и развития социальной структуры.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать современные теории и методы изучения социальной политики и социальной структуры в научно-исследовательской деятельности;
применить полученные знания и навыки социальных наук,правовые и этические основы социальной политики для выявления социальных явлений и процессов в социальной политике и социальной структуре;
использовать современные теоретические концепции для анализа проблем в социальной политике с позиций различных акторов политики;
выявлять актуальные социальные проблемы,социальные явления и тенденции в социальной политике и социальной структуре,потребности и интересы различных социальных групп в социальной политике.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками фундаментального или прикладного исследования социальных общностей,институтов и процессов в сфере социальной политики,оценки последствий при разработке и осуществлении социально значимых проектов;
навыками анализа актуальных проблем социальной политики и социальной структуры,использования полученных знаний при осуществлении экспертной,консалтинговой и аналитической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Введение в курс Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в курс Практические 1 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Введение в курс Сам. работа 1 12 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теоретико-методологические основы анализа актуальных проблем социальной политики
2.1. Теоретико-методологические основы анализа актуальных проблем социальной политики Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Теоретико-методологические основы анализа актуальных проблем социальной политики Практические 1 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Теоретико-методологические основы анализа актуальных проблем социальной политики Сам. работа 1 12 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Актуальные проблемы социальной политики в России, их факторы и последствия
3.1. Актуальные проблемы социальной политики в России, их факторы и последствия Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Актуальные проблемы социальной политики в России, их факторы и последствия Практические 1 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Актуальные проблемы социальной политики в России, их факторы и последствия Сам. работа 1 12 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Направления и технологии решения актуальных проблем социальной политики в России
4.1. Направления и технологии решения актуальных проблем социальной политики в России Лекции 1 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Направления и технологии решения актуальных проблем социальной политики в России Практические 1 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Направления и технологии решения актуальных проблем социальной политики в России Сам. работа 1 12 ОПК-2, ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания к зачету

Перечень теоретических вопросов:

1. Социальная политика в сфере образования.
2. Методы государственного и муниципального управления социальной сферой.
3. Инструменты государственного и муниципального управления социальной сферой.
4. Сущность и специфика социального программирования. Социальная программа как инструмент государственного и муниципального управления: структура и основные виды.
5. Современные социальные программы России: особенности формирования и реализации.
6. Методы формирования социальных программ и способы оценки эффективности.
7. Источники финансирования социальной сферы. Роль государственных внебюджетных фондов в социальном управлении.
8. Социальное проектирование: сущность и основные методы. Виды социальных проектов, этапы их формирования, способы оценки эффективности.
9. Понятие и методы социального прогнозирования. Виды прогнозов, способы оценки их эффективности. Примеры формирования социальных прогнозов в России.
10. Социальное партнерство и другие технологии взаимодействия органов власти с бизнес-структурами и некоммерческими организациями по развитию социальной сферы: сущность, задачи, принципы, уровни и формы реализации. Условия и проблемы формирования и развития социального партнерства в современной России.
11. Роль социального контроля, спонсорства и благотворительной деятельности в решении социальных проблем.
12. Источники финансирования социальной сферы, структура, изменения.
13. Генезис западной и российской системы социального управления.
14. Понятие и функции социального государства. Основные принципы и модели социального государства и социальной политики. Социальное государство и государство всеобщего благосостояния.
15. Особенности российской модели социального управления до реформ и в современный период.
16. Рост благосостояния, уровня и качества жизни населения как приоритеты социальной политики.
17. Проблемы формирования среднего класса и развития человеческого потенциала.
18. Бедность как социальная проблема и политика ее преодоления.
19. Политика в области социальных неравенств.
20. Социальная политика в сфере государственного регулирования доходов и покупательной способности россиян.
21. Политика регулирования расходов и потребительского поведения.
22. Государственная политика регулирования рынка труда, занятости и борьбы с безработицей в России.
23. Жилищная политика.
24. Политика развития культуры и искусства.
25. Пенсионная политика в России.
26. Социальная политика в сфере социального обеспечения и социальной поддержки населения в России. Политика поддержки людей с ограниченными возможностями, формирования доступной среды.
27. Социальная политика по борьбе с девиациями (пьянством, наркоманией и др.).
28. Национальная политика.
29. Демографическая политика: регулирование смертности и рождаемости.
30. Миграционная политика.
31. Молодежная политика.
32. Социальная политика в сфере физкультуры и спорта.
33. Регулирования трудовых отношений на российских предприятиях.
34. Внутренняя и внешняя социальная политика организаций. Бизнес как субъект социальной политики.
35. Социальная политика развития гражданского общества. Роль общественных организаций в решении социальных проблем.
36. Региональная социальная политика.
37. Муниципальная социальная политика.
38. Социальная политика поддержки села.
39. Социальная справедливость как показатель эффективности социального управления и ее современное понимание.
40. Пути повышения эффективности социального управления. Направления и технологии совершенствования политической власти, бизнеса и институтов гражданского общества и их отношений в социальной сфере.

Практические задания:

1. Изобразите графически соотношение направления социальной политики.
2. С позиции интересов разных субъектов социального управления самостоятельно выделите 10-15 наиболее актуальных социальных проблем в обществе (мировом сообществе, России, регионе, муниципальном образовании – необходимо выбрать определенный уровень).
3. Предложите свой вариант решения предложенной преподавателем конкретной актуальной социальной проблемы в обществе в контексте осуществления социальной политики.
4. Разработайте программу решения актуальной социальной проблемы в обществе.
5. Предложите новую (свою собственную) типологию актуальных социальных проблем в обществе.
6. Приведите примеры осуществления социальной политики в решении актуальной социальной проблемы в обществе.
7. Проанализируйте эффективность осуществления социальной политики в нашем регионе.
8. Сделайте обзор публикаций в периодической печати региона по социальной политике.
9. Обоснуйте необходимость государственной социальной политики.
10. Продемонстрируйте взаимосвязь социальной политики и социологии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерный перечень тем рефератов
1. Государственные и муниципальные органы власти как основные субъекты управления социальной сферой. Структура органов государственного управления социальной сферой.
2. Три сектора управления социальной сферой, роль и функции их организаций.
3. Формы некоммерческих организаций в социальной сфере.
4. Личность как субъект социального управления.
5. Власть, авторитет и лидерство.
6. Процессы регионализации и муниципализации социального управления: суть и социально-экономические последствия.
7. Внутренняя и внешняя социальная политика организаций. Бизнес как субъект социальной политики.
8. Социальная политика развития гражданского общества. Роль общественных организаций в решении социальных проблем.
9. Региональная социальная политика.
10. Муниципальная социальная политика.
11. Социальное управление в условиях глобализациии. Международные аспекты социальной политики.
12. Методы государственного и муниципального управления социальной сферой.
13. Инструменты государственного и муниципального управления социальной сферой.
14. Сущность и специфика социального программирования. Социальная программа как инструмент государственного и муниципального управления: структура и основные виды.
15. Современные социальные программы России: особенности формирования и реализации.
16. Методы формирования социальных программ и способы оценки эффективности.
17. Понятие социального норматива и его основные виды.
18. Источники финансирования социальной сферы. Роль государственных внебюджетных фондов в социальном управлении.
19. Социальное проектирование: сущность и основные методы. Виды социальных проектов, этапы их формирования, способы оценки эффективности.
20. Понятие и методы социального прогнозирования. Виды прогнозов, способы оценки их эффективности. Примеры формирования социальных прогнозов в России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сафонов, В. А. Социальное партнерство: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/83BCC8D4-FB43-4F46-9868-309C56CFC8D2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канаева О. А. Социальная политика государства и бизнеса : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/BEE11ECE-616B-479F-B80F-E364DC235CEF.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socpol.ru
Э2 Электронный журнал «Экономическая социология»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.