МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в специальность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 43
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 43 43 43 43
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Нагайцев Виктор Валентинович

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Введение в специальность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование компетенций в области основ конфликтологии.
Задачи курса:
- ознакомить студентов с их будущей профессией, объектами, видами и характером профессиональной деятельности конфликтолога;
- раскрыть содержание конфликтологии как специальности и как науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, повышению своей квалификации и мастерства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- социальную значимость своей будущей профессии, формировать мотивацию к профессиональной деятельности, повышению своей квалификации и мастерства.
– основные этапы развития конфликтологии как науки и профессии;
– основные теории и концепции, возникшие в процессе становления и развития науки конфликтологии;
– виды и задачи профессиональной деятельности бакалавров в области конфликтологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, формировать мотивацию к профессиональной деятельности, повышению своей квалификации и мастерства.
- разбираться в типах социального конфликта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- формирования мотивации к профессиональной деятельности, повышению своей квалификации и мастерства.
– владения понятийным аппаратом конфликтологии, описывающим структуру и взаимосвязь элементов социального конфликта.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конфликтология как наука и профессиональная деятельность
1.1. Научный статус конфликтологии Лекции 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Научный статус и уровни конфликтологии Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие профессии Сам. работа 1 6 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Основные категории конфликтологии
2.1. Категориальный аппарат конфликтологии Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Базовые категории конфликтологии Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
2.3. Специальные понятия и термины конфликтологии Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
3.1. История и теории конфликтологии Лекции 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.2. Развитие представлений о конфликте в науке Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.3. Основные теории социального конфликта Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.4. Теоретические основы конфликтологии Сам. работа 1 8 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
3.5. Современные конфликтологические теории и школы Сам. работа 1 10 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Структура социального конфликта
4.1. Основные элементы социального конфликта Лекции 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.2. Основные элементы социального конфликта Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
4.3. Структура социального конфликта Сам. работа 1 8 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Профессиональная деятельность конфликтолога
5.1. Содержание профессиональной деятельности конфликтолога Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
5.2. Основные характеристики деятельности конфликтолога Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
5.3. Значимость профессии конфликтолога в современном обществе Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
5.4. Социальная среда конфликтологической деятельности Сам. работа 1 4 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Система конфликтологических организаций в РФ
6.1. Сфера деятельности конфликтологических организаций Лекции 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
6.2. Научно-методическое обеспечение деятельности конфликтологических организаций Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
6.3. Законодательное регулирование конфликтологических организаций Практические 1 2 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
6.4. Основы муниципального управления Сам. работа 1 7 ОПК-2 Л2.1, Л1.1
6.5. Подготовка к экзамену Экзамен 1 27 ОПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания к экзамену
Перечень теоретических вопросов:
1. Научный статус конфликтологии.
2. Объект, предмет и уровни конфликтологии.
3. Взаимодействие конфликтологии с другими науками.
4. История российской конфликтологии.
5. История и направления зарубежной конфликтологии.
6. Диалектические и функционалистские концепции социального конфликта.
7. Методика исследований конфликтности локального социума.
8. Основные категории конфликтологии.
9. Типологии социальных конфликтов.
10. Диагностика социального конфликта.
11. Арбитражная форма посредничества в социальном конфликте.
12. Межличностные конфликты: симптомы, методики их профилактики и решения.
13. Конфликтные типы личностей.
14. Управление поведением оппонента в межличностном конфликте.
15. Стратегии и тактики поведения в конфликте.
16. Типологии конфликтов в организациях.
17. Сущность и технология конфликтологического консалтинга.
18. Основные способы (модели) разрешения социальных конфликтов.
19. Стадии развития социального конфликта.
20. Трудовые конфликты: способы профилактирования и разрешения.
21. Социальная напряженность: сущность, формы проявления, методы изучения.
22. Управленческие конфликты в организации.
23. Первопричина производственных конфликтов.
24. Правила организации и проведения конфликтологических переговоров.
25. Специфика работы в коллективе работников, имеющего социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
26. Принципы толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий в коллективе.

Практические задания:

1. Изобразите графически соотношение стратегий поведения в конфликте.
2. Предложите свой вариант предложенной преподавателем конкретной конфликтной ситуации.
3. Разработайте программу профилактики и предупреждения конфликтности, связанной с наличием в коллективе конкретной организации социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
4. Сделайте свой прогноз развития событий и процессов в коллективе конкретной организации, в которой уже несколько месяцев происходит задержка выплат работникам заработной платы.
5. Разработайте программу снижения уровня социальной напряженности в в коллективе конкретной организации социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
6. Предложите новую (свою собственную) типологию конфликтов в коллективе организации, имеющего социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
7. Проведите диагностику какого-либо конкретного конфликта.
8. Приведите примеры участия посредников-миротворцев в решении конфликтов.
9. С помощью методики определения межличностной совместимости людей А.Я. Анцупова проверьте степень своей совместимости со своими однокурсниками.
10. Проанализируйте свой последний межличностный конфликт в соответствии с методикой диагностики конфликтов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем рефератов:
Примерные темы рефератов:

1. Предмет и методы исследования конкретного социального конфликта.
2. Типология социальных конфликтов.
3. Методологические подходы к пониманию социального конфликта.
4. Конфликт как особый способ взаимодействия социальных субъектов.
5. Специфика работы в коллективе работников, имеющего социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
6. Принципы толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
7. Структура конфликтного действия.
8. Динамика конфликтных действий.
9. Роль социализации в предупреждении конфликтов.
10. Конфликтологические аспекты формирования толерантного мышления населения.
11. Модели, применяющиеся при разрешении конфликтов. Понятие «модель решения конфликта».
12. Силовые способы разрешения конфликта.
13. Компромисс как модель решения конфликта.
14. Культурные, ментальные и социально-психологические предпосылки использования интегрального способа разрешения конфликтов.
15. Методики профилактики конфликтов в студенческой среде.
16. Конфликты, возникающие в процессе банкротства и ликвидации предприятий.
17. Управленческие конфликты в организациях.
18. Конфликтологическое обучение персонала организации.
19. Причины межличностных конфликтов в организации.
20. Уровень социальной напряженности в коллективе.
21. Источники конфликтов в сфере управления организацией.
22. Конфликты между руководителем и подчиненными: сущность и пути решения.
23. Методики профилактики и предупреждения конфликтов в организации.
24. Стратегии поведения в конфликте и их характеристики.
25. Переговорный процесс как технология урегулирования и разрешения конфликтов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Лань»
Э2 ЭБС Университетская библиотека online
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.