Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.02. Конфликтология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 37_03_02_К-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 21 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 137 | 137 | 137 | 137 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.
1.1. | Изучение основ теории конфликта в духовной сфере общества, формирование целостного представления о специфике содержания конфликтов в духовной сфере. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-11 | способностью понимать социальную значимость профессии конфликтолога, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, преподавать конфликтологию в образовательных организациях Российской Федерации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | социальную значимость профессии конфликтолога и ее роль в решении духовных конфликтов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | актуализировать социальную значимость профессии конфликтолога при управлении духовными конфликтами |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | высокой мотивацией к выполнению профессиональных задач в сфере разрешения духовных конфликтов |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Специфика духовной сферы жизни общества | ||||||
1.1. | Понятие "духовной сферы", способы духовного производства | Лекции | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Понятие "духовной сферы", способы духовного производства | Практические | 4 | 4 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Наука как способ духовного производства | Лекции | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Наука как способ духовного производства | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Структура и функции религии как способа духовного производства | Лекции | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Характеристика искусства как способа духовного производства | Лекции | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Характеристика искусства как способа духовного производства | Практические | 4 | 4 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Специфика идеологии в духовной сфере общества | Практические | 4 | 4 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Специфика идеологии в духовной сфере общества | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Противоречия как фундаментальная причина конфликтов духовной сферы общества | ||||||
2.1. | Детерминанты духовной сферы общества | Лекции | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Детерминанты духовной сферы общества | Практические | 4 | 4 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Детерминанты духовной сферы общества | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Общая характеристика противоречий как причины конфликтов | Практические | 4 | 4 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Общая характеристика противоречий как причины конфликтов | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Противоречия в духовной сфере общества | Лекции | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Противоречия в духовной сфере общества | Практические | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Противоречия в духовной сфере общества | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Методология и методики анализа конфликтов в духовной сфере | Лекции | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Методология и методики анализа конфликтов в духовной сфере | Практические | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Методология и методики анализа конфликтов в духовной сфере | Сам. работа | 4 | 5 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Технологии регулирования конфликтов в духовной сфере | Лекции | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.13. | Технологии регулирования конфликтов в духовной сфере | Практические | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Конфликты в духовной сфере общества | ||||||
3.1. | Общая характеристика и типология конфликтов духовной сферы | Лекции | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Общая характеристика и типология конфликтов духовной сферы | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Характеристика конфликтов религиозного сознания | Лекции | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Характеристика конфликтов религиозного сознания | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Характеристика ценностного конфликта | Практические | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Характеристика ценностного конфликта | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Инновационные конфликты: причины и сущность | Практические | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Инновационные конфликты: причины и сущность | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Динамика конфликтов духовной сферы | Практические | 4 | 2 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.10. | Динамика конфликтов духовной сферы | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.11. | Экзамен | 4 | 27 | ПК-11 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Духовная жизнь как объект конфликтологического исследования. Содержание понятия «духовная жизнь». 2. Соотношение философии, культуры, религии, идеологии и морали в духовной сфере общества. 3. Национальная культура и ее влияние на отношения в обществе. 4. Религиозный и идеологический подход к проблеме взаимоотношений человека и общества. 5. Мораль как система норм и правил поведения в обществе, регулирующая духовное взаимодействие. 6. Проблема межкультурного взаимодействия. 7. Философско-культурологическое осмысление духовного конфликта. 8. Художественное произведение как способ осмысления конфликта в духовной жизни. 9. Ценностно-нормативный конфликт и его роль в развитии общественных отношений. 10. Специфика мировоззренческих конфликтов. 11. Идеологический конфликт и его политическое основание. 12. Конфликт верований: масштабы и последствия. 13. Особенности конфликта традиций и инноваций. 14. Сущность конфликта в духовной культуре. 15. Конфликты духовной сферы в истории России. 16. Специфика российских идеологических конфликтов. 17. Российская ментальность и ценностные конфликты. 18. Условия возникновения и содержание этических конфликтов в России. 19. Особенности религиозных конфликтов в России. 20. Субъективизм в интерпретации конфликтов духовной жизни общества. 21. Диагностика конфликтов духовной жизни. 22. Специфика управления конфликтами в духовной жизни. 23. Особенности предупреждение конфликта. Основные этапы регулирования конфликта. 24. Способы и модели регулирования конфликта. 25. Медиация в конфликте духовной жизни. Практические задания 1. Составление перечня характеристик конфликта в духовной жизни общества 2. Разработка плана анализа мировоззренческого конфликта 3. Выявление причинно-следственных связей между кризисом культуры в регионе и возникновением конфликта духовной сферы общества |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов: 1. Проблема межкультурного взаимодействия в современном обществе 2. Межкультурное взаимодействие и международная политика 3. Специфика межкультурного взаимодействия в современной России 4. Межконфессиональное взаимодействие и его социокультурная специфика 5. Проблема идеологизации духовных отношений в советской России 6. Духовное взаимодействие и политическая жизнь общества 7. Проблема политизации духовной жизни общества 8. Соборность российского народа и проблема духовных конфликтов 9. Особенность идеологических конфликтов в советской России 10. Российская ментальность и ее влияние на разрешение конфликтов в духовной сфере 11. Переоценка ценностей в истории России 12. Специфика религиозных конфликтов в истории России 13. Конфликт традиций и инноваций в современной России |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бунтовская, Л. Л. | Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Багновская Н.М. | Культурология: учебник | М.: Дашков и Ко, // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2016 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Соломатина, Е. Н. | Социология конфликта : учебное пособие для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/0041E2A0-CED4-4D4A-9E8A-C35754EF660B |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.socioline.ru/node/842 | |||
Э2 | www.humanities.edu.ru/db/msg/ | |||
Э3 | Курс в moodle " Конфликтология духовной сферы" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме. Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине. Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов. Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |