МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Посредничество в конфликте

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 98
самостоятельная работа 118
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16,5 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 18 18 42 42
Практические 30 30 26 26 56 56
Сам. работа 54 54 64 64 118 118
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Посредничество в конфликте

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование у студентов компетенций в области использования технологии посредничества в конфликтах, ознакомление студентов с базовыми принципами конфликтологического посредничества,технологией разрешения конфликтов с помощью третьей стороны, основными особенностями,правилами и процедурами проведения медиативных переговоров.
Задачи курса:
- познакомить студентов с практикой деятельности организаций, применяющих конфликтологическое посредничество на практике;
- сформировать у студентов целостную систему знаний о структуре процесса посредничества в конфликте;
- познакомить студентов с историей проведения медиативных переговоров в России и зарубежных странах;
- представить теоретические основы, общие приемы и формы организации процесса посредничества в ходе разрешения отдельных видов социальных конфликтов;
- раскрыть студентам специфику посреднической деятельности конфликтологов;
- способствовать применению студентами в конфликтологической практике полученных теоретических знаний;
- предоставить студентам возможность активной самостоятельной работы по изучению данного курса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, повышению своей квалификации и мастерства
ПК-2 способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- историю конфликтологии и предмета посредничество в конфликте; природу социального конфликта; его структуру, виды; формы посредничества в нем; способы решения;
- как осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, повышению своей квалификации и мастерства;
- как проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, как выявлять элементы конфликта и мира, как определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать основные технологии урегулирования конфликтов и поддержания мира;
- осуществлять анализ социального конфликта с использованием понятийно-категориального аппарата конфликтологии, использовать современные теоретические подходы в исследованиях конфликта;
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладая высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, повышению своей квалификации и мастерства;
- проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликта и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- проведения исследований по проблемам конфликтологии, использования общих методов анализа и диагностики конфликта, а также технологий урегулирования и разрешения конфликтов и поддержания мира;
- осознания социальной значимости своей будущей профессии, обладая высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, повышению своей квалификации и мастерства;
- проведения исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализа конфликта и мира с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявления элементов конфликта и мира, определения детерминирующих факторов и закономерностей конфликтного и мирного взаимодействия.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет посредничество в конфликте
1.1. Предмет, история развития и современное состояние посредничества в социальных конфликтах Лекции 5 8 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Предмет, история развития и современное состояние посредничества в социальных конфликтах Практические 5 10 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Предмет, история развития и современное состояние посредничества в социальных конфликтах Сам. работа 5 12 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.4. Теоретико-методологические основы осуществления посредничества в социальных конфликтах Лекции 5 8 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.5. Теоретико-методологические основы осуществления посредничества в социальных конфликтах Практические 5 10 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.6. Теоретико-методологические основы осуществления посредничества в социальных конфликтах Сам. работа 5 18 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.7. Основные формы конфликтологического посредничества Лекции 5 8 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.8. Основные формы конфликтологического посредничества Практические 5 10 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.9. Основные формы конфликтологического посредничества Сам. работа 5 24 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Формы посредничества в конфликте
2.1. Суд и конфликтологический арбитраж Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Суд и конфликтологический арбитраж Практические 6 6 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.3. Суд и конфликтологический арбитраж Сам. работа 6 16 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.4. Конфликтологическое консультирование Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.5. Конфликтологическое консультирование Практические 6 6 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.6. Конфликтологическое консультирование Сам. работа 6 16 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.7. Понятие, содержание и стадии медиации Лекции 6 6 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.8. Понятие, содержание и стадии медиации Практические 6 6 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.9. Понятие, содержание и стадии медиации Сам. работа 6 16 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.10. Применение посредничества в решении различных видов социальных конфликтов Лекции 6 4 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.11. Применение посредничества в решении различных видов социальных конфликтов Практические 6 8 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.12. Применение посредничества в решении различных видов социальных конфликтов Сам. работа 6 16 ОПК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания к зачету
Перечень теоретических вопросов:
1. Основные формы посредничества в социальных конфликтах.
2. История развития конфликтологического посредничества.
3. Конфликтологическое посредничество в России.
4. Содержание основных методологических подходов к организации и проведению посредничества в конфликте.
5. Четыре главных принципа медиации. Ограничения ее применения.
6. Медиабельность конфликтного случая.
7. Подготовка к медиации. Работа с выработкой повестки дня в медиации.
8. Функции посредника в социальном конфликте.
9. Стадии медиации.
10. Нейтральность посредника и способы ее поддержания.
11. Работа с позициями сторон во время медиации. Дискуссия в медиации.
12. Конфликтологический консалтинг.
13. Функции кокуса.
14. Основные психологические трудности на переговорах.
15. Конфликтологический арбитраж.
16. Требования к соглашению, заключаемому в результате посредничества.
17. Результаты конфликтологического посредничества. Критерии его успешности.
18. Выход из медиации.
19. Применение посредничества в различных формах социального конфликта.
20. Посредничество в трудовых конфликтах.
21. Применение элементов посредничества в суде.
22. Формы посредничества в криминальных конфликтах.
23. Консилиация как форма посредничества в конфликтах.
24. Правовые аспекты посредничества в конфликтах в России.

Практические задания:
1. Изобразите графически соотношение форм посредничества в конфликте.
2. Предложите свой вариант предложенной преподавателем конкретной конфликтной ситуации с участием посредника.
3. Разработайте программу предупреждения конфликтности в организации, связанной с участием в конфликтах руководителя как арбитра.
4. Сделайте свой прогноз развития событий и процессов в коллективе конкретной организации, в которой уже несколько месяцев происходит задержка выплат работникам заработной платы.
5. Разработайте программу снижения уровня социальной напряженности в коллективе конкретной организации, имеющей социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
6. Предложите новую (свою собственную) типологию форм посредничества в конфликтах.
7. Проведите медиацию какого-либо конкретного межличностного конфликта.
8. Приведите примеры участия посредников-миротворцев в решении конфликтов.
9. С помощью методики определения межличностной совместимости людей А.Я. Анцупова проверьте степень своей совместимости со своими однокурсниками.
10. Проанализируйте процесс своего последнего межличностного конфликта в контексте возможного использования технологии посредничества в конфликтах.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика курсовых работ:
1. Междисциплинарное понимание термина «посредничество в конфликте».
2. Основные формы посредничества в социальных конфликтах.
3. История развития конфликтологического посредничества в США и европейских странах.
4. Конфликтологическое посредничество в России (примеры и распространенность).
5. Содержание и сущность основных методологических подходов к организации и проведению посредничества в конфликте.
6. Четыре главных принципа медиации. Ограничения ее применения.
7. Медиабельность конфликтного случая.
8. Подготовка к медиации. Работа с выработкой повестки дня в медиации.
9. Функции посредника в социальном конфликте.
10. Стадии медиации.
11. Нейтральность посредника и способы ее поддержания.
12. Работа с позициями сторон во время медиации. Дискуссия в медиации.
13. Конфликтологический консалтинг.
14. Функции кокуса.
15. Основные психологические трудности на переговорах.
16. Конфликтологический арбитраж.
17. Требования к соглашению, заключаемому в результате посредничества.
18. Результаты конфликтологического посредничества. Критерии его успешности.
19. Выход из медиации. Интейк.
20. Применение посредничества в различных формах социального конфликта.
21. Посредничество в трудовых конфликтах.
22. Применение элементов посредничества в суде.
23. Формы посредничества в криминальных конфликтах.
24. Консилиация как форма посредничества в конфликтах.
25. Правовые аспекты посредничества в конфликтах в России.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/посредничество в конфликте
Э2 http://www.humanities.edu.ru/–Социально-гуманитарное образование:федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window–Единое окно доступа к образовательным ресурсам.Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов,электронная учебно-методическая библиотека,ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 Курс в Moodle "Посредничество в конфликте" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.