МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая техника
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01 Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор юридических наук, заведующий кафедрой, Васильев Антон Александрович;Ст. преподаватель, Беденков Владимир Владимирович

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Юридическая техника

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А., заведующий кафедрой

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., заведующий кафедрой

1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение студентами как на семинарских, лекционных занятиях, так и самостоятельно прочных знаний о понятии юридической техники, возникновении термина «юридическая техника» и исторических этапах ее развития, выработка навыков по приминению юридической техники.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
ПК-7: владением навыками подготовки юридических документов
ПК-13: способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации
ПК-14: готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1:основные принципы разработки нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
ПК-7: основы подготовки юридических документов
ПК-13: основы правильного отражения результатов профессиональной деятельности в юридической документации
ПК-14: основные принципы проведения юридической экспертизы
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1: участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей деятельности
ПК-7: готовить юридические документы в соответствии со сферой профессиональной деятельности
ПК-13: правильно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической документации
ПК-14:проводить юридическую экспертизу проектов нормативных актов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1: разрабатывать нормативные акты в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
ПК-7: подготовки юридических документов
ПК-13: отражения результатов профессиональной деятельности в юридической документации
ПК-14: участия в проведении юридической экспертизы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Юридическая техника
1.1. Понятие, значение и элементы юридической техники Практические 7 4 Л2.2, Л1.2
1.2. Понятие, значение и элементы юридической техники Сам. работа 7 10 ПК-1, ПК-14 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Язык права. Техника составления и оформления нормативно-правовых актов Лекции 7 6 ПК-1, ПК-14 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Язык права Практические 7 2 ПК-14 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Язык права Сам. работа 7 10 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Техника составления и оформления нормативно-правовых актов Практические 7 4 ПК-14 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Техника составления и оформления нормативно-правовых актов Сам. работа 7 20 ПК-14 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Юридические конструкции Лекции 7 6 ПК-14 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Юридические конструкции Практические 7 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Юридические конструкции Сам. работа 7 20 ПК-1, ПК-14 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Правовой диалог Сам. работа 7 20 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Правовой диалог Практические 7 4 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Понятие юридической техники.
Основные понятия.
История становления дисциплины.
Правовая терминология.
Неологизмы, архаизмы в праве.
Тавтология в праве.
Структура нормативно-правового акта.
Понятие статьи закона.
Понятие нормы права.
Понятие юридической конструкции.
Правила построения юридической конструкции.
Юридические фикции.
Понятие правового диалога.
Субъекты правового диалога.
Правила аргументации в правовом споре.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложения
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
Л1.2 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Малько А. В. , Костенко М. А. , Яровая В. В. Юридическая техника : cловарь-справочник: Право и юридические науки Директ-Медиа // ЭБС Университетская библиотека онлайн, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236492&sr=1
Л2.2 Колесниченко, А. В. Техника и технология сми. Подготовка текстов: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/70540EE3-8E4F-4C71-AFDE-6E711F47BFC2
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Юридическая техника» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Основная цель курса – углубление знаний по проблемам юридического языка, техники нормотворчества, правовых конструкций и правового диалога. Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными монографическими исследованиями, посвященными общей вопросам юридической техники: Перевалов, В.Д. Теория государства и права : учебник / В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Т. В. Кашанина.- М.: Норма, 2011.- 496с.; Лазарев В.В. Теория государства и права : учеб. для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень ; МГЮА. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 634с. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия.
При изучении учебной дисциплины «Юридическая техника» студент может пользоваться библиотечным фондом Алтайского государственного университета, в том числе электронно-библиотечной системой издательства «Лань» (http://e.lanbook.com/) адрес, а также юридическими базами информационных справочных систем типа «Консультант Плюс», «Гарант».
Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарскому занятию № 1 необходимо ознакомиться с монографией Р.В. Насырова «Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011», чтобы получить общее представление о понятии и структуре юридической техники. Для углубленного изучения проблемных вопросов юрислингвистики необходимо изучить фундаментальную работу: Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Т. В. Кашанина.- М.: Норма, 2011.- 496с.
При подготовке к семинарскому занятию № 2 особое внимание необходимо обратить на работы, написанные на стыке правовых и филологических дисциплин: Гамзатов, М. Г. Синонимия в толковании и переводе юридических текстов/ М.Г. Гамзатов.// Правоведение. - 2010. - № 3. - С. 27 – 48; Гамзатов, М.Г. Юридическая латынь в толковании и переводе правовых текстов/ М. Г. Гамзатов.// Правоведение. -2008 - № 6. - С. 221 – 245. Студентам необходимо сформировать четкое представление об актуальной проблеме заимствования иностранных терминов современным русским правовым языком.
Подготовка к семинарскому занятию № 3 также предполагает углубленное знакомство с коллективной работой: Закон: создание и толкование./ Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Спарк, 1998. – 283с., со статьями: Филиппов, А. Н. О юридической технике в правотворчестве органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления/ А. Н. Филиппов// Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации.-2010. - N 1.-С. 24-29.; Третьякова, Е. -Д. С. Основные нарушения правил юридической техники в нормативных правовых актах субъектов российской Федерации: (на примере Сибирского федерального округа) / Е. -Д. С. Третьякова// Современное право.-2010. - N 5.-С. 64-67. Для углубленного изучения темы необходимо обратиться к анализу нормативно-правового материала: Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ».// «Российская газета», N 89, 14.05.1996.
Для подготовки к семинарскому занятию № 4 в качестве дополнительной литературы рекомендуются монографии и статьи: Насырова, Р.В. Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 549с.; Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Т. В. Кашанина.- М.: Норма, 2011.- 496с.; Соловьев, О. Г. Юридическая техника в правотворческой и правоприменительной деятельности: понятие и виды / О. Г. Соловьев // Юридический мир.-2009. - N 1 (145).-С. 68-71. Изучение указанных работ, в совокупности с ранее рекомендованными источниками по всему курсу позволит подготовить рефераты по предложенным в плане семинарского занятия темам, а также решить касающиеся темы семинарского занятия задачи.
В рамках семинарского занятия № 5 помимо анализа монографии Насырова, Р.В. Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 549с., целесообразно также определенное время посвятить вопросу о выдающихся судебных ораторах России XIX в.: Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони и др. При этом студенты на выбор знакомятся с одной из речей Ф.Н. Плевако (из книги: Плевако, Ф.Н. Избранные речи./ Ф.Н. Плевако. - М.: Юрайт, 2010.- 649с.) с последующим анализом избранного оратором способа аргументации и иных элементов правового диалога.