МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История политических и правовых учений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-УП, КСЭ,ТОРД-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 10 10 10 10
в том числе инт. 4 4 4 4
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
К.юр.н., Синкин К.А.

Рецензент(ы):
К.юр.н., Канакова А.В.

Рабочая программа дисциплины
История политических и правовых учений

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 40.04.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР", утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса. История политических и правовых учений является историко-теоретической юридической наукой, позволяющей студентам юридического факультета глубже понять общие и отраслевые правовые теории и концепции в контексте их возникновения и развития. Знание закономерностей, подходов и вариантов разрешения фундаментальных вопросов государственно-правового бытия, разработанных мыслителями прошлого, позволяет расширить кругозор юриста и осознать глубокие исторические корни концепций, составляющих основу современной юриспруденции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
ОК-2 способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
ОК-3 способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ОК-4 способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения
ПК-6 способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
ПК-12 способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне
ПК-15 способностью эффективно осуществлять правовое воспитание
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-1: социальную значимость своей будущей профессии, факторы проявления коррупционного поведения, каритерии уважительного отношения к праву и закону; обладания достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-2: способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОК-3: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-4: способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;
ПК-6: способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;
ПК-12: способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;
ПК-15: способностью эффективно осуществлять правовое воспитание
ОК-4: способностью свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством делового общения;
ПК-6: способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;
ПК-12: способностью преподавать юридические дисициплины на высоком теоретическом и методическом уровне;
ПК-15: способностью эффективно осущствлять правовое воспитание.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-1: осознавать социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости и коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-2: добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОК-3: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-4: свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством делового общения;
ПК-6: выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;
ПК-12: преподавать юридические дисициплины на высоком теоретическом и методическом уровне;
ПК-15: эффективно осущствлять правовое воспитание.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-1: по осознанию социальную значимость своей будущей профессии, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону; облададать достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-2: добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОК-3: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-4: свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством делового общения;
ПК-6: выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;
ПК-12: преподавать юридические дисициплины на высоком теоретическом и методическом уровне;
ПК-15: эффективно осущствлять правовое воспитание.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История политических и правовых учений
1.1. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые учения Древней Греции и Древнего Рима. Политико-правовые учения в Западной Европе в средние века. Мусульманское учение о государстве и праве. Политико-правовые учения в Западной Европе в период Возрождения. Политико-правовые учения в России Лекции 1 2 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-6, ПК-12, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые учения Древней Греции и Древнего Рима. Политико-правовые учения в Западной Европе в средние века Практические 1 6 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-6, ПК-12, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Политико-правовые учения Древнего Востока. Политико-правовые учения Древней Греции и Древнего Рима. Политико-правовые учения в Западной Европе в средние века Сам. работа 1 40 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-6, ПК-12, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Мусульманское учение о государстве и праве. Политико-правовые учения в Западной Европе в период Возрождения. Политико-правовые учения в России Практические 1 4 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-6, ПК-12, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Мусульманское учение о государстве и праве. Политико-правовые учения в Западной Европе в период Возрождения. Политико-правовые учения в России Сам. работа 1 47 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-6, ПК-12, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Экзамен
2.1. Экзамен Экзамен 1 9 ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-6, ПК-12, ПК-15 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Конфуцианство: политико-правовое учение (история и современность).
2. Древнеиндийская политико-правовая мысль.
3. Естественное право в античной политико-правовой мысли.
4. Платон о государстве и праве.
5. Политико-правовая доктрина Аристотеля.
6. Общее учение о праве римских юристов.
7. Учения о государстве и праве в православии и католицизме (сравнительная характеристика).
8. Государственно-правовые идеи ислама: история и современность.
9. Политико-правовые идеи Реформации в Германии.
10. Теория естественного права в буржуазной политико-правовой мысли.
11. Политико-правовые идеи утопического коммунизма XV-XIX вв.
12. Договорная теория происхождения государства во взглядах английских и голландских мыслителей XVII-XVIII вв.
13. Политико-правовая доктрина Ж.Ж. Руссо.
14. Политико-правовые идеи США в период войны за независимость.
15. Политико-правовые основы либерализма XIX в.
16. К. Маркс о государстве и праве.
17. Политико-правовая доктрина национал-социализма.
18. Нормативистское и социологическое направления в юриспруденции в XIX-XX вв.
19. Философия права Гегеля.
20. Политико-правовые взгляды декабристов.
21. Политико-правовые концепции западников и славянофилов.
22. Политико-правовая доктрина М.М. Сперанского.
23. Политико-правовая идеология большевизма.
24. Психологическая теория права Л. Петражицкого.
25. Взгляды русских анархистов на государство и право.
26. Политико-правовая доктрина евразийцев.
27. Философия права и государства В.С. Соловьева.
28. Теория права и правосознания И.А. Ильина.
29. Теория «народной монархии» И.Л. Солоневича.
30. Технократические концепции государства и права в ХХ в.
31. Политико-правовые взгляды М. Ганди.
32. Теория элитарного государства в ХХ в.
33. М. Вебер о формах легитимации государственной власти.
34. Политико-правовые взгляды А. Солженицына и А. Сахарова (сравнительная характеристика).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Идеи Платона о государстве и праве.
2. Политико-правовая доктрина Аристотеля.
3. Учение о праве римских юристов.
4. Государственно-правовые идеи ислама.
5. Политико-правовые идеи в Германии.
6. История теории естественного права.
7. Политико-правовая доктрина Ж.Ж. Руссо.
8. Политико-правовые основы либерализма XIX в.
9. К. Маркс о государстве и праве.
10. Нормативистское и социологическое направления в юриспруденции в XIX-XX вв.
11. Философия права Гегеля.
12. Политико-правовые идеи западников и славянофилов.
13. Психологическая теория права Л. Петражицкого.
14. Взгляды русских анархистов на государство и право.
15. Политико-правовая доктрина евразийцев.
16. Философия права и государства В.С. Соловьева.
17. Теория права и правосознания И.А. Ильина.
18. Теория элитарного государства в ХХ в.
19. М. Вебер о формах легитимации государственной власти.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рубаник С.А. История политических и правовых учений. академический курс: Учебник М : Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира: учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие Юрайт, 2021 www.biblio-online.ru/book/9775C538-54FE-48E4-B4D7-9C5DCD2A4069
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru http//www.supcourt.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
408Л лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса расчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно.
На лекциях даются основополагающие положения истории политических и правовых учений, главное внимание сосредоточивается на раскрытии наиболее сложных и узловых проблем курса. Закрепление и углубление материала прочитанных лекций осуществляется аспирантами самостоятельно на основе рекомендуемой литературы.
Практические занятия проводятся по темам, имеющим большое теоретическое и практическое значение. Они предназначены для развития и закрепления теоретических и практических знаний обучающихся по конкретному разделу курса, формирования у них юридического мышления, а также для контроля за качеством самостоятельной работы по освоению учебной программы. В ходе семинарских занятий может осуществляться письменный контроль знаний обучающихся.