Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 40_04_01_УП,К,УИП-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
в том числе инт. | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 55 | 55 | 55 | 55 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой А.А. Васильев, профессор, доктор юридических наук
1.1. | Изучение философии права направлено на формирование у обучающихся профессиональных (ПК) компетенций, развитие правового сознания, интуиции, чувства правоты, необходимых для профессиональной практической и научной деятельности современного юриста. |
---|
Цикл (раздел) ООП: М1.Б |
ОК-1 | осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания |
ОК-2 | способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста |
ОК-3 | способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень |
ОК-4 | способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения |
ОК-5 | компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК-1: знать социальную значимость своей будущей профессии, знать отношение к праву и закону, знать уровень профессионального правосознания ОК-2: знать профессиональные обязанности, знать принципы этики юриста ОК-3: знать интелектуальные и культурные концепции ОК-4: знать русский и иностранные языки как средство делового общения ОК-5: знать практику по организации исследовательских работ, в управлении коллективом |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК-1: уметь осознавать социальную значимость своей будущей профессии, уметь уважительно относиться к праву и закону ОК-2: уметь добросовестно исполнять профессиольные обязанности, уметь соблюдать принципы этики юриста ОК-3: уметь совершенствовать и развивать свой интелектуальный и общекультурный уровень ОК-4: уметь свободно пользоваться русским и иностранными языками как средством делового общения ОК-5: уметь использовать на практике приобретенные умения в организации исследовательских работ, в управлении коллективом |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК-1: иметь навыки и опыт проявления нетерпимости к коррупционному поведению ОК-2: иметь навыки и опыт добросовестного исполнения профессиональных обязанностей, принципов этики юриста ОК-3: иметь навыки и опыт совершенствования своего интеллектуального и общекультурного уровня ОК-4: иметь навыки и опыт пользования русского и иностранных языков как средство делового общения ОК-5: иметь навыки и опыт использования на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Философия права | ||||||
1.1. | Место философии в системе юридического знания | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Место философии в системе юридического знания | Практические | 1 | 6 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Место философии в системе юридического знания | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Сущность права | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2, ОК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Сущность права | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Философские проблемы истории права | Лекции | 1 | 1 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Философские проблемы истории права | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Философские проблемы истории права | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Философская проблема соотношения религии, нравственности и права | Лекции | 1 | 1 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Философская проблема соотношения религии, нравственности и права | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2, ОК-3 | Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Философская проблема соотношения религии, нравственности и права | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Юридическая гносеология | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Юридическая гносеология | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Юридическая аксиология | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.15. | Юридическая аксиология | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.16. | Право, свобода, справедливость, общее благо | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.17. | Право, свобода, справедливость, общее благо | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-1, ОК-2, ОК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.18. | Философские основы правотворчества. Лабораторный практикум (практическое задание) | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.19. | Философские основы правотворчества | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2, ОК-4 | Л2.1, Л1.1 |
1.20. | Философские основы правоприменения | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.21. | Философские основы правоприменения | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-1, ОК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Подготовка к экзаменам | ||||||
2.1. | Подготовка к экзаменам | Сам. работа | 1 | 18 | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Экзамен | Экзамен | 1 | 27 | ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Предмет философии права. Соотношение философии права с теорией права, социологией права, отраслевыми юридическими науками. Философия права и социальная философия. Проблематика философии права. Сущность права: основные подходы. Функции права. Проблема правопонимания. Нетрадиционные подходы к праву: диалогическая концепция права Честнова, коммуникативная теория права Полякова, антропологическое измерение права Рулана и Ковлера. Концепция мононорм в первобытном обществе Першица. Возникновение права. Проблема правовой аккультурации. Историко-культурный контекст восприятия права. Историческая школа права. Проблема европоцентризма в ценностном отношении к праву. Философия истории русского права. Светский и религиозный тип правопонимания. Религиозные основы права. Право и мораль: трагедия вечного выбора. Нравственные аспекты юридической профессии. Возрождение христианского понимания права (Дж.Г. Берман). Православная теория права (Величко, Сорокин, Папаян). Методология познания права. Кризис методологии правоведения. Позитивистская методология. Постпозитивизм в методологии. Подходы, принципы и способы изучения права. Юридическая герменевтика. Проблема истины в гуманитарных науках. Пределы познания права. Ценность права. Абсолютная и инструментальная ценность права. Право и человек. Антропология права. Правовая мультикультурность. Ценность права в русской культуре. Право и государство. Право и свобода. Справедливость и право: грани столкновения. Право как средство обеспечения общего блага, гармонии человеческой жизни. Проблема создания права в рамках философского знания. Объективно-субъективные факторы, влияющие на правотворчество. Использование философских концепций в процессе правотворчества Проблема поиска истины в правоприменении: абсолютная или относительная. Проблема соотношения общего, нормативного и индивидуального в разрешении юридических споров. Герменевтика и феноменология в толковании права. Достижение в процессе правоприменения социального мира и общего блага, справедливости. Справедливость правоприменения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Нетрадиционные подходы к праву: диалогическая концепция права Честнова, коммуникативная теория права Полякова, антропологическое измерение права Рулана и Ковлера. Концепция мононорм в первобытном обществе Першица. Возникновение права. Проблема правовой аккультурации. Историко-культурный контекст восприятия права. Историческая школа права. Проблема европоцентризма в ценностном отношении к праву. Философия истории русского права. Светский и религиозный тип правопонимания. Религиозные основы права. Право и мораль: трагедия вечного выбора. Нравственные аспекты юридической профессии. Возрождение христианского понимания права (Дж.Г. Берман). Православная теория права (Величко, Сорокин, Папаян). Методология познания права. Кризис методологии правоведения. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Перевалов, В. Д. | Теория государства и права: учебник | Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Пиголкин А.С. | Теория государства и права: учебник | М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт научно-теоретического журнала «Философия права» | xn--h1ap6b.xn--b1aew.xn--p1ai | ||
Э2 | Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ | tigp.wordpress.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows; Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС "КонсультантПлюс" (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электроннная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com). Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://www.elibrary.asu.ru/). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
202С | библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
Порядок подготовки студент определяет самостоятельно. Ответы на теоретические вопросы готовятся студентом по его усмотрению устно либо письменно. Выполнять задания и решать задачи необходимо письменно в отдельной тетради. Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках четырехбальной системы. Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа, только один из которых является правильным. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию, ответ при решении задачи озвучивается устно. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Письменные работы являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материала по данному вопросу. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Правильность выполнения в первую очередь зависит от качественной предварительной теоретической подготовки. После оценки данного базового критерия проверке подлежит содержание и оформление представленного ответа. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый экзаменационный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 45 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по четырехбалльной шкале. |