МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Семейное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 16
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 16 16 16 16
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Воронина С.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н. , доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Семейное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 25.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 25.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Отношения между членами семьи существенно отличаются от других отношений, возникающих с участием физических лиц. Функции, выполняемые семьей (в частности, рождение детей, их воспитание и социализация), имеют важное для каждого человека, так как он в том или ином статусе является членом семьи, а также государственное значение, потому что сохранение этноса, а, в конечном счете, независимости требуется создание условий для рождения и социализации детей гражданами России. В связи с этим применяется специальное правовое регулирование тех семейных отношений, которые поддаются такому регулированию (отношения по регистрации и прекращению брака, супружеские отношения, родительские отношения, отношения между детьми и лицами, заменяющих родителей). Каждый человек является или был членом семьи в семейно-правовом значении, и так как отношения в семье не всегда складываются нормально, то разрешение споров между членами семьи занимает значительное место в судебной практике. Именно поэтому студент должен знать особенности семейных прав и обязанностей, их осуществление и защиту.
Указанная дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам федерального компонента.
Основной целью изучения семейного права является обеспечение хорошего уровня знаний данной дисциплины выпускниками юридического факультета, что обеспечивается изучением ими общетеоретических положений и современного законодательства, обучение их умению отграничивать семейные правоотношения от иных, привитие им навыков анализировать конкретные ситуации и правильного их правового разрешения.
Задачами дисциплины является:
- Изучить основные положения действующего семейного законодательства, достижения науки семейного права;
- Научить применению норм семейного права к соответствующим общественным отношениям;
- Обучить обоснованию принимаемых решений по вопросам правоприменительной деятельности;
- Научить составлять юридические документы;
- Научить прогнозироваать и моделировать консультации по вопросам семейного права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-6 способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5: основные положения семейного права; сущность и содержание понятий, категорий и институтов семейного права;
ПК-6: правовой статус субъектов семейного права; положения, принципы и систему семейного права; практику применения семейного законодательства; формы и способы защиты прав субъектов семейных правоотношений
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5: оперировать понятиями и категориями семейного права; анализировать юридические факты и порожденные ими семейные отношения; анализировать, толковать и правильно применять нормы семейного права;
ПК-6: правильно составлять и оформлять юридические документы; эффективно работать с юридической литературой; искать, систематизировать и анализировать судебную практику по семейно-правовым спорам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5: семейно-правовой терминологией; навыками работы с правовыми актами; анализа юридических фактов, семейно-правовых норм и семейно-правовых отношений;
ПК-6: навыками анализа правоприменительной практики и ее обогащения по отдельным категориям дел в сфере семейного права; применения семейного законодательства для решения правовых проблем и коллизий в семейном праве; применения необходимых мер защиты прав субъектов семейного права.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие и предмет семейного права
1.1. Семейное право в системе права РФ. Понятие семьи в социологии и праве. Понятие члена семьи в праве. Предмет семейного права. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений. Основные начала (принципы) семейно-правового регулирования. Задачи и функции семейного права. Семейное право как отрасль. Семейное право как наука и учебная дисциплина. Место семейного права в системе права. Соотношение семейного и гражданского права. Лекции 5 1 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.2. Семейное право в системе права РФ. Понятие семьи в социологии и праве. Понятие члена семьи в праве. Предмет семейного права. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений. Основные начала (принципы) семейно-правового регулирования. Задачи и функции семейного права. Семейное право как отрасль. Семейное право как наука и учебная дисциплина. Место семейного права в системе права. Соотношение семейного и гражданского права. Практические 5 4 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
1.3. Семейное право в системе права РФ. Понятие семьи в социологии и праве. Понятие члена семьи в праве. Предмет семейного права. Семейно-правовой метод регулирования общественных отношений. Основные начала (принципы) семейно-правового регулирования. Задачи и функции семейного права. Семейное право как отрасль. Семейное право как наука и учебная дисциплина. Место семейного права в системе права. Соотношение семейного и гражданского права. Сам. работа 5 4 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История развития законодательства о браке и семье
2.1. История российского семейного права. История законодательства о браке и семье. Декреты от 18 и 19 декабря 1917 г. Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. Кодекс о браке, семье и опеке 1926 г. Основы о браке и семье Союза ССР и союзных республик. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969г. Закон о внесении изменений и дополнений в КоБС РСФСР (1994 г.). Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Семейное законодательство
3.1. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г. Его структура. Иные законы и подзаконные акты (Указы Президента, постановления Правительства РФ). Семейное законодательство и нормы международных договоров. Законы субъектов Российской Федерации. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям. Нормы нравственности и морали в семейном праве. Действие норм семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение гражданского законодательства. Лекции 5 1 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.2. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г. Его структура. Иные законы и подзаконные акты (Указы Президента, постановления Правительства РФ). Семейное законодательство и нормы международных договоров. Законы субъектов Российской Федерации. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям. Нормы нравственности и морали в семейном праве. Действие норм семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение гражданского законодательства. Практические 5 4 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.3. Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации 1995 г. Его структура. Иные законы и подзаконные акты (Указы Президента, постановления Правительства РФ). Семейное законодательство и нормы международных договоров. Законы субъектов Российской Федерации. Применение гражданского законодательства к семейным отношениям. Нормы нравственности и морали в семейном праве. Действие норм семейного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц. Аналогия закона и аналогия права. Субсидиарное применение гражданского законодательства. Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Семейные правоотношения
4.1. Понятие семейного правоотношения.Особенности и виды семейных правоотношений. Субъекты семейного права. Семейная правоспособность и дееспособность, их особенности. Содержание семейного правоотношения. Юридические факты. Родство и его значение. Свойство. Решение суда и органов опеки и попечительства. События. Соглашения в семейном праве. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Недопустимость нарушения прав других лиц. Защита семейных прав. Судебный порядок защиты семейных прав. Защита семейных прав органами опеки и попечительства. Меры защиты в семейном праве. Семейно-правовая ответственность и ее особенности. Защита семейных прав нормами других отраслей права. Исковая давность в семейном праве. Лекции 5 4 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
4.2. Понятие, особенности и виды семейных правоотношений. Субъекты семейного права. Семейная правоспособность и дееспособность, их особенности. Содержание семейного правоотношения. Юридические факты. Родство и его значение. Свойство. Решение суда и органов опеки и попечительства. События. Соглашения в семейном праве. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Недопустимость нарушения прав других лиц. Судебный порядок защиты семейных прав. Защита семейных прав органами опеки и попечительства. Меры защиты в семейном праве. Семейно-правовая ответственность и ее особенности. Защита семейных прав нормами других отраслей права. Исковая давность в семейном праве. Практические 5 4 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
4.3. Понятие, особенности и виды семейных правоотношений. Субъекты семейного права. Семейная правоспособность и дееспособность, их особенности. Содержание семейного правоотношения. Юридические факты. Родство и его значение. Свойство. Решение суда и органов опеки и попечительства. События. Соглашения в семейном праве. Осуществление семейных прав и исполнение семейных обязанностей. Недопустимость нарушения прав других лиц. Судебный порядок защиты семейных прав. Защита семейных прав органами опеки и попечительства. Меры защиты в семейном праве. Семейно-правовая ответственность и ее особенности. Защита семейных прав нормами других отраслей права. Исковая давность в семейном праве. Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Брак: заключение, расторжение, признание недействительным
5.1. Понятие брака. Условия вступления в брак.Основания возникновения и прекращения брачного правоотношения. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак. Медицинское освидетельствование и его значение. Подача заявления в органы ЗАГСа и выбор органа ЗАГСа. Порядок регистрации брака. Право лиц, вступающих в брак, на выбор фамилии.Понятие прекращения брака. Основания прекращения брака. Прекращение брака путем развода. Основание, причины и мотив развода. Развод, осуществляемый в органах ЗАГСа. Расторжение брака в судебном порядке. Недопустимость предъявления требования о расторжении брака мужем без согласия жены. Расторжение брака при обоюдном согласии супругов, имеющих общего ребенка. Расторжение брака в судебном порядке по инициативе одного из супругов. Последствия расторжения брака. Признание брака недействительным. Обстоятельства, при наличии которых брак может быть признан недействительным. Отличие расторжения брака от признания его недействительным. Лекции 5 4 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
5.2. Понятие брака. Условия вступления в брак. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак. Медицинское освидетельствование и его значение. Подача заявления в органы ЗАГСа и выбор органа ЗАГСа. Порядок регистрации брака. Право лиц, вступающих в брак, на выбор фамилии.Понятие прекращения брака. Основания прекращения брака. Прекращение брака путем развода. Основание, причины и мотив развода. Развод, осуществляемый в органах ЗАГСа. Расторжение брака в судебном порядке. Недопустимость предъявления требования о расторжении брака мужем без согласия жены. Расторжение брака при обоюдном согласии супругов, имеющих общего ребенка. Расторжение брака в судебном порядке по инициативе одного из супругов. Последствия расторжения брака. Признание брака недействительным. Обстоятельства, при наличии которых брак может быть признан недействительным. Отличие расторжения брака от признания его недействительным. Практические 5 1 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
5.3. Понятие брака. Условия вступления в брак. Обстоятельства, препятствующие вступлению в брак. Медицинское освидетельствование и его значение. Подача заявления в органы ЗАГСа и выбор органа ЗАГСа. Порядок регистрации брака. Право лиц, вступающих в брак, на выбор фамилии.Понятие прекращения брака. Основания прекращения брака. Прекращение брака путем развода. Основание, причины и мотив развода. Развод, осуществляемый в органах ЗАГСа. Расторжение брака в судебном порядке. Недопустимость предъявления требования о расторжении брака мужем без согласия жены. Расторжение брака при обоюдном согласии супругов, имеющих общего ребенка. Расторжение брака в судебном порядке по инициативе одного из супругов. Последствия расторжения брака. Признание брака недействительным. Обстоятельства, при наличии которых брак может быть признан недействительным. Отличие расторжения брака от признания его недействительным. Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Супружеские правоотношения
6.1. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми. Виды имущественных правоотношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Состав общей совместной собственности. Осуществление супругами правомочий собственника. Раздельная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Соглашение о разделе имущества супругов. Раздел имущества супругов в судебном порядке. Договорной режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Изменение и прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Лекции 5 4 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
6.2. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми. Виды имущественных правоотношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Состав общей совместной собственности. Осуществление супругами правомочий собственника. Раздельная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Соглашение о разделе имущества супругов. Раздел имущества супругов в судебном порядке. Договорной режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Изменение и прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Практические 5 8 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
6.3. Личные и имущественные правоотношения между супругами и детьми. Виды имущественных правоотношения между супругами. Законный режим имущества супругов. Состав общей совместной собственности. Осуществление супругами правомочий собственника. Раздельная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Соглашение о разделе имущества супругов. Раздел имущества супругов в судебном порядке. Договорной режим имущества супругов. Содержание брачного договора. Изменение и прекращение брачного договора. Признание брачного договора недействительным. Ответственность супругов по обязательствам. Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Родительские правоотношения
7.1. Основания, порождающие права и обязанности родителей и детей. Регистрация ребенка, рожденного в браке. Регистрация ребенка, рожденного вне брака. Установление отцовства (материнства). Оспаривание отцовства (материнства). Личные права несовершеннолетнего ребенка. Имущественные права несовершеннолетнего ребенка. Права и обязанности родителей и детей. Ограничение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Лишение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов. Лекции 5 4 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
7.2. Основания, порождающие права и обязанности родителей и детей. Регистрация ребенка, рожденного в браке. Регистрация ребенка, рожденного вне брака. Установление отцовства (материнства). Оспаривание отцовства (материнства). Личные права несовершеннолетнего ребенка. Имущественные права несовершеннолетнего ребенка. Права и обязанности родителей и детей. Ограничение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Лишение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов. Практические 5 4 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
7.3. Основания, порождающие права и обязанности родителей и детей. Регистрация ребенка, рожденного в браке. Регистрация ребенка, рожденного вне брака. Установление отцовства (материнства). Оспаривание отцовства (материнства). Личные права несовершеннолетнего ребенка. Имущественные права несовершеннолетнего ребенка. Права и обязанности родителей и детей. Ограничение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Лишение родительских прав (понятие, основания, правовые последствия). Восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов. Сам. работа 5 4 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Правоотношения между другими членами семьи
8.1. Личные и имущественные правоотношения между другими членами семьи. Обязанности совершеннолетних братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер. Дополнительные условия, порождающие эту обязанность. Обязанности дедушек и бабушек по содержанию своих внуков (несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных). Обязанность внуков содержать своих нетрудоспособных нуждающихся дедушек и бабушек. Обязанность фактических воспитанников содержать своих нетрудоспособных нуждающихся фактических воспитателей. Условия, при которых суд может освободить воспитанника от содержания фактического воспитателя. Обязанности пасынков (падчериц) по содержанию нетрудоспособного нуждающегося отчима или мачехи. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи. Взыскание алиментов в судебном порядке Лекции 5 2 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
8.2. Личные и имущественные правоотношения между другими членами семьи. Обязанности совершеннолетних братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер. Дополнительные условия, порождающие эту обязанность. Обязанности дедушек и бабушек по содержанию своих внуков (несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных). Обязанность внуков содержать своих нетрудоспособных нуждающихся дедушек и бабушек. Обязанность фактических воспитанников содержать своих нетрудоспособных нуждающихся фактических воспитателей. Условия, при которых суд может освободить воспитанника от содержания фактического воспитателя. Обязанности пасынков (падчериц) по содержанию нетрудоспособного нуждающегося отчима или мачехи. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи. Взыскание алиментов в судебном порядке Практические 5 1 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
8.3. Обязанности совершеннолетних братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер. Дополнительные условия, порождающие эту обязанность. Обязанности дедушек и бабушек по содержанию своих внуков (несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных). Обязанность внуков содержать своих нетрудоспособных нуждающихся дедушек и бабушек. Обязанность фактических воспитанников содержать своих нетрудоспособных нуждающихся фактических воспитателей. Условия, при которых суд может освободить воспитанника от содержания фактического воспитателя. Обязанности пасынков (падчериц) по содержанию нетрудоспособного нуждающегося отчима или мачехи. Размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи. Взыскание алиментов в судебном порядке Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
9.1. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи. Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обстоятельства, при которых дети оказываются без попечения родителей. Выявление органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление последующего контроля за условиями их жизни. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие мер к устройству ребенка в семью. Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка в семью. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок усыновления детей. Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей. Приемная и патронатная семеья. Лекции 5 4 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
9.2. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи.Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обстоятельства, при которых дети оказываются без попечения родителей. Выявление органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление последующего контроля за условиями их жизни. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие мер к устройству ребенка в семью. Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка в семью. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок усыновления детей. Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей. Приемная и патронатная семеья. Практические 5 6 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
9.3. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи.Защита интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Обстоятельства, при которых дети оказываются без попечения родителей. Выявление органами опеки и попечительства детей, оставшихся без попечения родителей и осуществление последующего контроля за условиями их жизни. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие мер к устройству ребенка в семью. Обстоятельства, которые должны учитываться при устройстве ребенка в семью. Усыновление – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок усыновления детей. Правовые последствия усыновления. Отмена усыновления. Правовые последствия отмены усыновления. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей. Приемная и патронатная семеья. Сам. работа 5 1 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Экзамен
10.1. Экзамен Экзамен 5 36 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и метод семейного права.
2. Понятие семейного права и место семейного права в системе права.
3. Принципы семейно-правового регулирования.
4. Семейное законодательство.
5. Понятие и виды семейных правоотношений.
6. Понятие семьи. Семейная право- и дееспособность.
7. Юридические факты в семейном праве.
8. Родство и свойство: их правовое значение.
9. Установление семейно-правовых фактов.
10. Соглашения в семейном праве (понятие, виды, особенности).
11. Сроки в семейном праве и их правовое значение.
12. Осуществление и защита семейных прав.
13. Семейно-правовая ответственность (понятие, особенности).
14. Меры защиты в семейном праве и их отличие от семейно-правовой ответственности.
15. Понятие брака, условия и порядок его заключения.
16. Недействительность брака.
17. Прекращение брака. Расторжение брака в органах загса.
18. Расторжение брака в судебном порядке.
19. Отличия расторжения брака от признания брака недействительным.
20. Личные неимущественные права и обязанности супругов.
21. Общая собственность супругов.
22. Состав имущества супругов.
23. Собственность каждого из супругов (раздельное, индивидуальное).
24. Осуществление супругами правомочий собственника.
25. Раздел имущества супругов. Ответственность супругов по долгам.
26. Брачный договор (понятие, форма, содержание).
27. Прекращение и изменение брачного договора. Признание брачного договора недействительным.
28. Основания, порождающие родительские правоотношения.
29. Регистрация рождения ребенка по заявлению матери.
30. Регистрация ребенка по заявлению отца.
31. Установление отцовства и факта признания отцовства.
32. Оспаривание отцовства (материнства).
33. Права несовершеннолетних детей.
34. Права и обязанности родителей.
35. Осуществление родительских прав и их защита.
36. Осуществление родительских прав отдельно проживающим родителем.
37. Меры государственной помощи семьям, имеющим детей.
38. Защита прав несовершеннолетних детей.
39. Лишение родителей родительских прав (основания, порядок).
40. Правовые последствия лишения родителей родительских прав. Восстановление в родительских правах.
41. Ограничение родительских прав.
42. Алиментные правоотношения супругов и бывших супругов.
43. Алиментные правоотношения родителей и детей.
44. Алиментные правоотношения других членов семьи.
45. Соглашение об уплате алиментов (понятие, форма, правовое значение).
46. Порядок уплаты и взыскания алиментов.
47. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Реестр детей, оставшихся без попечения родителей.
48. Усыновление (удочерение). Понятие, значение, порядок усыновления.
49. Дети, подлежащие усыновлению. Лица, могущие быть усыновителями.
50. Условия усыновления.
51. Тайна усыновления и меры по ее обеспечению.
52. Правовые последствия усыновления.
53. Отмена усыновления (основания, порядок).
54. Правовые последствия отмены усыновления.
55. Опека и попечительство как форма семейного воспитания детей.
56. Права и обязанности опекунов (попечителей).
57. Прекращение опеки и попечительства.
58. Приемная семья (понятие, значение, приемные дети и приемные родители).
59. Договор о передаче ребенка в приемную семью.
60. Основания и последствия прекращения договора о передаче ребенка в приемную семью.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Соглашения в семейном праве.
2. Семейные правоотношения.
3. Юридические факты в семейном праве.
4. Соотношение семейного и гражданского законодательства.
5. Имущественные правоотношения супругов.
6. Понятие и особенности брачного договора.
7. Расторжение брака в органах загса.
8. Расторжение брака в судебном порядке.
9. Семейная правоспособность и ее особенности.
10. Права несовершеннолетних детей.
11. Лишение родительских прав.
12. Ограничение родительских прав.
13. Условия усыновления.
14. Право ребенка на защиту и его осуществление.
15. Семейно-правовая ответственность.
16. Осуществление имущественных прав ребенком.
17. Меры защиты в семейном праве.
18. Установление отцовства.
19. Приемная семья.
20. Законный режим имущества супругов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нечаева А.М. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 8-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/book/semeynoe-pravo-532657
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чефранова Е.А. - под ред. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека online»,
Э2 http://e.lanbook.com - ЭБС издательства "Лань",
Э3 http://law.edu.ru - федеральный образовательный портал "Юридическая Россия"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Успешное изучение дисциплины во многом зависит от знаний, полученных по теории государства и права, особенно по таким темам как «Правоотношение», «Действие законов во времени, пространстве и по кругу лиц, понятие диспозитивности и императивности и др.». Опыт показывает, что студенты плохо знают то, что они прошли на 1 курсе, поэтому есть смысл повторить пройденное.
Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.

Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.