МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственные органы и их правовые акты
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01 Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 80
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 80 80 80 80
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Зеленин Ю.А.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Государственные органы и их правовые акты

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А., д.ю.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А., д.ю.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса. Учебный курс «Государственные органы и их правовые акты» призван сформировать у студентов юридического факультета комплексное представление о теоретических воззрениях в области построения и функционирования государственного аппарата. Студенту предлагается изучить теоретические основы деятельности органов государства, порядок и сущность принимаемых ими правовых актов, а также основы организации государственного аппарата России.
Задачи курса. Изучение курса предполагает глубокое и объективное освоение студентами знаний по специальному учебному курсу «Государственные органы и их правовые акты. Изучая закономерности функционирования государственного аппарата студенты должны уяснить теорию разделения властей, освоить теоретические воззрения по понятию и видам органов государства и по понятию и видам нормативных правовых актов. Кроме того студенты должны получить комплексное представление об основах функционирования органов государства в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
ПК-7: владением навыками подготовки юридических документов
ПК-14: готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1: основы создания правовых актов
ПК-7:- понятие, признаки, виды правовых актов; соотношение понятий «правовой акт» и «юридический документ»; основные требования к оформлению юридических документов
ПК-14:сущность и содержание основных понятий юридической экспертизы
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1: разрабатывать документы правового характера
ПК-7:подготавливать юридические документы
ПК-14:проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, в
том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию
условий для проявления коррупции
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1:навыками по разработке документов правового характера
ПК-7:навыками подготовки юридических документов
ПК-14:навыками проведения юридической
экспертизы проектов нормативных правовых актов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Система разделения властей и государственный аппарат Лекции 9 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.2. Система разделения властей и государственный аппарат Практические 9 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Система разделения властей и государственный аппарат Сам. работа 9 14 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Теория государственных органов Лекции 9 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Теория государственных органов Практические 9 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Теория государственных органов Сам. работа 9 14 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.7. Теория правовых актов Лекции 9 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.8. Теория правовых актов Практические 9 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.9. Теория правовых актов Сам. работа 9 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.10. Система федеральных органов государства в Российской Федерации и их правовые акты Лекции 9 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.11. Система федеральных органов государства в Российской Федерации и их правовые акты Практические 9 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.12. Система федеральных органов государства в Российской Федерации и их правовые акты Сам. работа 9 14 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.13. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их правовые акты Лекции 9 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.14. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их правовые акты Сам. работа 9 14 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.15. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их правовые акты Практические 9 4 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.16. Судебная система и правовые акты судов Лекции 9 2 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2
1.17. Судебная система и правовые акты судов Сам. работа 9 12 ПК-1 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Система разделения властей.
2. Подходы к учению о государственном органе.
3. Понятие и признаки государственного органа.
4. Виды государственных органов.
5. Подходы к учению о источниках права.
6. Понятие и виды источников права.
7. Понятие и признаки нормативного договора.
8. Понятие и признаки нормативных правовых актов.
9. Виды нормативных правовых актов.
10. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: формирование и структура.
11. Компетенция Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
12. Нормативные правовые акты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: понятие, виды и порядок принятия.
13. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: формирование и структура.
14. Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
15. Нормативные правовые акты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: понятие, виды и порядок принятия
16. Правительство Российской Федерации: порядок формирования и структура.
17. Компетенция Правительства Российской Федерации.
18. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации: понятие, виды и порядок принятия.
19. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
20. Федеральное министерство: понятие и порядок формирования.
21. Федеральное министерство: структура и нормативные правовые акты.
22. Федеральная служба: понятие и порядок формирования.
23. Федеральная служба: структура и нормативные правовые акты.
24. Федеральное агентство: понятие и порядок формирования.
25. Федеральное агентство: структура и нормативные правовые акты.
26. Территориальные органы федеральной исполнительной власти: понятие и виды.
27. Территориальные органы федеральной исполнительной власти: порядок формирования и структура.
28. Территориальные органы федеральной исполнительной власти: компетенция.
29. Взаимодействие территориальных органов федеральной исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
30. Взаимодействие территориальных органов федеральной исполнительной власти с органами местного самоуправления.
31. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: виды, порядок формирования, структура,
32. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: компетенция, порядок принятия решений.
33. Стадии законодательного процесса в субъектах Российской Федерации: виды и характеристика.
34. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
35. Судебная система Российской Федерации: понятие и основы построения.
36. Суды общей компетенции (юрисдикции): общие вопросы, звенья.
37. Арбитражные суды Российской Федерации. Звенья.
38. Конституционный суд Российской Федерации: структура, полномочия.
39. Правовые акты судебных органов в Российской Федерации.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Понятие, признаки и виды органов государства
2. Понятие, признаки и виды органов государственной власти
3. Понятие, признаки и виды правовых актов
4. Понятие, признаки и виды нормативных правовых актов
5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
6. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
7. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
8. Правительство Российской Федерации
9. Федеральное министерство
10. Федеральная служба
11. Федеральное агентство.
12. Концепция закона, ее роль значение. Основные правила разработки концепции закона.
13. Основные способы и приемы формирования содержания нормативных актов.
14. Опубликование нормативных актов.
15. Вступление нормативных актов в силу.
16. Понятие, причины, значение и принципы систематизации правовых актов.
17. Правила систематизации юридических документов.
18. Процедура принятия федеральных законов в РФ.
19. Процедура принятия законов субъектов РФ (на примере одного из
субъектов).
20. Законотворчество в субъектах РФ: общие принципы и региональные
особенности.
21. Система права и система законодательства РФ.
22. Критерии качества законов.
23. Виды законодательных актов в РФ. Соотношение закона и подзаконных актов.
24. Экспертиза законопроектов: виды и значение.
25. Правотворческие полномочия субъектов Федерации: Россия и
зарубежный опыт
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
Л1.2 В. К. Бабаев [и др.] ; под ред. В. К. Бабаева. Теория государства и права: учебник М. : Издательство Юрайт, 2016 : www.biblio-online.ru/book/1C77DE4F-D2B4-43C1-A235-68AAAB01B57E
Л1.3 Агапов А. Б. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 7-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3CF11185-B99C-481F-9488-66EDF84CE850
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/78256D87-19D4-49BB-8A74-536369B31975
Л2.2 Стрекозов В. Г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/EDA03352-D06A-4D1E-9F46-BFD4A3ECF134
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru/
Э2 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ https://tigp.wordpress.com/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows;
Microsoft Office;
7-Zip;
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru).


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tgip.worldpress.com, на сайте образовательного портала «Юридическая Россия», Научной электронной библиотеки e-library.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Методические указания для подготовки к №1 семинарскому занятию «Система разделения властей и государственный аппарат». Прежде всего, необходимо ознакомиться с лекционным материалом и соответствующим разделом учебной литературы. Необходимо обратить внимание на соотношение понятий государственный аппарат и механизм государства, учитывая при этом, что отдельные исследователи их отождествляют.
Методические указания для подготовки к №2 семинарскому занятию «Теория государственных органов». При изучении представленных вопросов необходимо обратить внимание на основы создания и функционирования органов государства в зарубежных странах. При подготовке этих вопросов вначале ознакомится с лекцией, а затем с дополнительной литературой. Особо заострить внимание на их видах и типологии. Выполнение задания № 2 начать с общего ознакомления с ФКЗ «О Правительстве РФ» предварительно выписав признаки органа государства в тетрадь. Затем найти проявление этих признаков в Законе и с указанием статьи выписать в тетрадь.
Методические указания для подготовки к №3 семинарскому занятию «Теория правовых актов». Раскрытие вопроса № 1 предполагает, уяснение студентом различных подходов к пониманию источников права. Ответ должен содержать исторический, материальный, марксистский и формальный подходы к пониманию источников права. Кроме того, при характеристике видов источников права необходимо исходить из их традиционного и нетрадиционного понимания. Ответ на вопрос № 5 должен содержать характеристику как публичного, так и частного договора. Вопрос №7 предполагает раскрытие законодательного процесса с теоретических позиций, а не применительно к Российской Федерации.
Методические указания для подготовки к №4 семинарскому занятию «Федеральное Собрание Российской Федерации». Данное занятие нацелено на самостоятельное формирование взглядов студентов на проблемы формирования и деятельности Федерального Собрания РФ. Для чего в первую очередь предлагается ознакомится с предложенным нормативным материалом. При подготовке к занятию необходимо обратить внимание на организацию деятельности палат Федерального собрания, которая регулируется соответственно Регламентом Государственной Думы и Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Кроме этого выполнять задание нужно также основываясь на Регламенте Государственной Думы от 22 января 1998 г.
Методические указания для подготовки к семинарскому занятию №5 «Федеральная исполнительная власть». При подготовке занятия необходимо особо обратить внимание на вопрос №2. Его необходимо подготовить на основании Регламента Правительства РФ. Подготовка вопросов № 4-6 должна включать изучение положений об конкретных федеральных органах исполнительной власти.
Методические указания для подготовки к №6 семинарскому занятию «Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их правовые акты». Данное занятие разбито на 2 части. Первая часть заключается в ответе на поставленные вопросы и выполнении задания. При подготовке к этому занятию необходимо ознакомиться с лекционным материалом, а так же уставами и конституциями субъектов Российской Федерации. Второе занятие включает выполнение практической работы по сравнению Конституции РФ и Устава Алтайского края.
Методические указания для подготовки к №7 семинарскому занятию «Правовые акты судебных органов». Практическое занятие разбито на 2 занятия. На первом занятии студентам предлагается подготовить теоретические вопросы на основании предложенных источников и специальной литературы. На втором занятии студенты выполняют итоговую контрольную работу по всему курсу «Государственные органы и их правовые акты».