МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные информационные технологии: правовое обеспечение и защита муниципальных интересов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере IT и цифрового права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ЦП-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
в том числе инт. 4 4 4 4
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, О.А. Блинова ;к.ю.н, доцент, В.И. Маньковская

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, А.Е. Канакова

Рабочая программа дисциплины
Современные информационные технологии: правовое обеспечение и защита муниципальных интересов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.04.01 <ИМЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ> (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 05.06.2019 протокол № 8.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов базовых знаний в области применения информационных технологий в муниципальной сфере

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3: нормативно-правовую базу, обеспечивающую применение новейших информационных технологий в муниципальной сфере; формы и методы их реализации; состояние научных достижений в данной сфере.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3,: уметь применять информационные технологии для реализации и защиты основных полномочий муниципальных органов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3: навыками использования основных информационных систем, применяемых в работе муниципальных органов для совершенствования эффективности их деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Роль и значение информационных технологий в организации и деятельности муниципальных образований
1.1. Роль и значение информационных технологий в организации и деятельности муниципальных образований Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Роль и значение информационных технологий в организации и деятельности муниципальных образований Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Виды информационных технологий, применяемых в муниципальных образованиях
2.1. Виды информационных технологий, применяемых в муниципальных образованиях Лекции 1 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Виды информационных технологий, применяемых в муниципальных образованиях Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Виды информационных технологий, применяемых в муниципальных образованиях Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
2.4. Виды информационных технологий, применяемыхв муниципальных образованиях Лабораторные 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3.
3.1. . Понятие и содержание муниципальных интересов Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
3.2. . Понятие и содержание муниципальных интересов Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Понятие методов и основных информационных технологий, применяемых в муниципальных образованиях
4.1. Понятие методов и основных информационных технологий, применяемых в муниципальных образованиях Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.1
4.2. Понятие методов и основных информационных технологий, применяемых в муниципальных образованиях Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Правовое обеспечение применения современных информационных технологий в деятельности органов местного самоуправления
5.1. Правовое обеспечение применения современных информационных технологий в деятельности органов местного самоуправления Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Содержание и реализация информационных технологий, направленных на обеспечение интересов муниципального сообщества
6.1. Содержание и реализация информационных технологий, направленных на обеспечение интересов муниципального сообщества Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.1
6.2. Содержание и реализация информационных технологий, направленных на обеспечение интересов муниципального сообщества Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Влияние международных информационных стандартов на обеспечение интересов муниципальных сообществ
7.1. Влияние международных информационных стандартов на обеспечение интересов муниципальных сообществ Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Федеральное законодательство в области информационных технологий
8.1. Федеральное законодательство в области информационных технологий Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Региональное законодательство в области информационных технологий
9.1. Региональное законодательство в области информационных технологий Сам. работа 1 9 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Муниципально – правовые акты, обеспечивающие применение информационных технологий в своей деятельности
10.1. Муниципально – правовые акты, обеспечивающие применение информационных технологий в своей деятельности Сам. работа 1 9 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Реализация информационных технологий в области экономики и социально-культурного развития муниципальных образований
11.1. Реализация информационных технологий в области экономики и социально-культурного развития муниципальных образований Сам. работа 1 9 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Ответственность за нарушения в сфере информационых технологий и зищиты информации
12.1. Ответственность за нарушения в сфере информационых технологий и зищиты информации Сам. работа 1 9 Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Зачёт
13.1. Зачёт Зачет 1 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Роль и значение информационных технологий в организации и деятельности муниципальных образований
2. Понятие и содержание муниципальных интересов
3. Понятие методов и основных информационных технологий, применяемых в муниципальных образованиях
4. Роль и значение информационных технологий в организации и деятельности муниципальных образований
5. Правовое обеспечение применения современных информационных технологий в деятельности органов местного самоуправления
6. Содержание и реализация информационных технологий, направленных на обеспечение интересов муниципального сообщества
7. Влияние международных информационных стандартов на обеспечение интересов муниципальных сообществ
8. Федеральное законодательство в области информационных технологий
9. Региональное законодательство в области информационных технологий
10. Муниципально – правовые акты, обеспечивающие применение информационных технологий в своей деятельности
11. Реализация информационных технологий в области экономики и социально-культурного развития муниципальных образований
12. Влияние информационных технологий на вовлечение населения в решение вопросов местного значения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
темы рефератов:
1.Роль и значение информационных технологий в организации и деятельности муниципальных образований
2.Содержание и реализация информационных технологий, направленных на обеспечение интересов муниципального сообщества
3.Влияние международных информационных стандартов на обеспечение интересов муниципальных сообществ
4.Реализация информационных технологий в области экономики и социально-культурного развития муниципальных образований
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Н. Кокотов [и др.] ; под ред. А. Н. Кокотова Муниципальное право России : учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EAD9B401-C06E-4795-87A1-5A29DA710BF0
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. С. Бондарь [и др.] ; отв. ред. Н. С. Бондарь. Муниципальное право Российской Федерации в 2 ч. Часть 2 : учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/BE47A432-9E3C-43CB-AB99-22957E8A7023
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная таможенная служба www.customs.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
КонсультантПлюс
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru
Электронная база данных "Scopus" http://www.scopus.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины производится в рамках 4-балльной системы. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач и тестирования, выполненных им в течение семестра. Оценочным критерием для выставления итоговой оценки является владение основными знаниями и умениями в соответствии с квалификационными требованиями: студент должен
знать общие категории и понятия, термины и содержание основных институтов в данной сфере; правовую основу организации и деятельности муниципальных органов органов
уметь: систематизировать и обобщать полученные знания и реализовывать их в принятии решений и совершении юридических действий в соответствии с законодательством
владеть: навыками разработки и принятия решений и совершать юридически е действия в точном соответствии с муниципальным законодательством
Теоретические вопросы – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала. Готовиться к ответу на теоретические вопросы следует по планам семинарских занятий, выданных преподавателем или размещенном на университетском сайте. При этом необходимо учитывать лекционный курс, а также знакомиться с нормативными актами, материалами практики и научной литературой, рекомендованной к семинарам. Ответ на теоретические вопросы может быть устным и письменным, а также с использованием презентаций, в форме доклада.
Решение задач - проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
Алгоритм решения задач включает в себя следующие этапы: 1) изучение конкретной ситуации (отношения), требующей правового обоснования или решения; 2) правовая оценка или квалификация этой ситуации (отношения); 3) поиск соответствующих нормативных актов и судебной практики; 4) толкование правовых норм, подлежащих применению; 5) принятие решения, разрешающего конкретную заданную ситуацию; 6) обоснование принятого решения, его формулирование в письменном виде; 7) проецирование решения на реальную действительность, прогнозирование процесса его исполнения, достижения тех целей, ради которых оно принималось. Сноски на нормативные акты в качестве обоснования своей позиции обязательны.
Тестирование проводится с помощью автоматизированной программы «Moodle» или непосредственно на семинаре. На тестирование отводится 40 минут. Каждый вариант тестового вопроса предполагает 3-5 вариантов ответа, из которых необходимо выбрать правильный.
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной (письменной) форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Задания для студентов в полном объеме представлены на университетском сайте в системе «Moodle», а также на кафедре в УМК дисциплины. Кроме того, перед началом изучения курса преподаватель в электронном варианте представляет студентам развернутый план семинарских занятий.