МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология правосознания и правовой социализации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮридическая психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ЮП-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
в том числе инт. 4 4 4 4
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ист.н., доцент, Русанов В.В.

Рецензент(ы):
к.юр.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Психология правосознания и правовой социализации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 14 декабря 2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
А.А. Васильев, профессор, доктор юридических наук


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой А.А. Васильев, профессор, доктор юридических наук


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Психология правосознания и правовой социализации» является изучение феномена психологии правосознания индивида и общества с учетом всего многообразия подходов, существующих в современной юриспруденции. В результате успешного овладения дисциплина поможет сформировать представление о правосознании как о сложном по своей структуре феномене, привить навыки аналитического мышления применительно к исследованию структуры психологии правосознания, дать представление о правосознании и юридической деятельности как основных элементах правовой культуры общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания
ПК-9 способностью принимать оптимальные управленческие решения
ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
ПК-15 способностью эффективно осуществлять правовое воспитание
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-1: право и закон, особенности правосознания, осознавать значимость своей профессии.
ПК-9: особенности управленческих решений.
ПК-10: особенности правового воспитания.
ПК-15: специфику правового воспитания и юридической деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-1: проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважать право и закон, особенности правосознания, осознавать значимость своей профессии.
ПК-9: принимать управленческие решения.
ПК-10: воспринимать, анализировать управленческие инновации в профессиональной деятельности.
ПК-15: эффективно осуществлять правовое воспитание в сфере юридической деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-1: методикой знаниями право и закона, особенности правосознания.
ПК-9: способоами принятия управленческих решений.
ПК-10: воспринимать, анализировать управленческие инновации в профессиональной деятельности.
ПК-15: методикой правового воспитания в сфере юридической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология правосознания и правовой социализации
1.1. ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Лекции 1 1 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.2. ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Практические 1 2 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.3. ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Сам. работа 1 12 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.4. Основные подходы к понятию правовой культуры. Практические 1 2 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные подходы к понятию правовой культуры. Сам. работа 1 13 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.6. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Лекции 1 1 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.7. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Практические 1 2 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.8. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Сам. работа 1 16 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.9. Юридическая деятельность как элемент структуры правовой культуры. Практические 1 2 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.10. Юридическая деятельность как элемент структуры правовой культуры. Сам. работа 1 16 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.11. Психология правосознания и правовой социализации Лабораторные 1 2 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Подготовка к экзамену
2.1. Подготовка к экзамену Сам. работа 1 30 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
2.2. Экзамен Экзамен 1 9 ОК-1, ПК-9, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Как уровень правосознания влияет на уровень правовой культуры
индивида?
2. Какие пути корректировки деформации правосознания индивида можно
применить?
3. Какие признаки свидетельствуют о временном правовом нигилизме
человека?
4. Эволюция теории правовой социализации.
5. Механизм правовой социализации человека.
6. Агенты правовой социализации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ
КУЛЬТУРЫ
2. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА.
4. ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
5. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ.
6. ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт научно-теоретического журнала «Философия права» xn--h1ap6b.xn--b1aew.xn--p1ai
Э2 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ tigp.wordpress.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows;
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электроннная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://www.elibrary.asu.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Порядок подготовки студент определяет самостоятельно. Ответы на теоретические вопросы готовятся студентом по его усмотрению устно либо письменно. Выполнять задания и решать задачи необходимо письменно в отдельной тетради.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа, только один из которых является правильным. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию, ответ при решении задачи озвучивается устно. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе.
Письменные работы являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материала по данному вопросу. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе.
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Правильность выполнения в первую очередь зависит от качественной предварительной теоретической подготовки. После оценки данного базового критерия проверке подлежит содержание и оформление представленного ответа. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе.