МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Второй иностранный язык (немецкий, английский)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра иностранных языков ИИМО
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость11 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-2-2019
Часов по учебному плану 396
в том числе:
аудиторные занятия 216
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
зачеты: 5, 6, 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 22 16 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 54 54 72 72 36 36 54 54 216 216
Сам. работа 18 18 36 36 36 36 63 63 153 153
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 72 72 144 144 396 396

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Второй иностранный язык (немецкий, английский)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра иностранных языков ИИМО

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.пед.наук, доцент Деренчук О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра иностранных языков ИИМО

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.пед.наук, доцент Деренчук О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью изучения иностранного языка в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта является формирование умений и навыков устной и письменной речи в различных условиях общения, способности продолжать обучение, вести профессиональную деятельность в иноязычной среде.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ОПК-8 владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке и одном из иностранных языков, навыками публичной речи, способностью создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний, использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии
ПК-1 способностью использовать базовые знания в области отечественной и всеобщей истории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О специфике артикуляции звуков, интонации,акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; об основных особенностях полного стиля произношения, характерных для сферы профессиональной коммуникации; о чтении транскрипции; о дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Иметь понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах, об основных способах словообразования, об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы, об основных особенностях научного стиля, о культуре и традициях стран изучаемого языка, о правилах речевого этикета.
3.2.Уметь:
3.2.1.Понимать различные виды текстов: несложные тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; составлять различные виды речевых произведений: аннотацию, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биографию.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи;
-навыки диалогической и монологической речи с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения;
-навыки публичной речи (устное сообщение, доклад).
-навыки аудирования диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводно-коррективный курс. Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке: основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
1.1. Гласные звуки Практические 5 2 ОК-5 Л1.1, Л1.2
1.2. согласные звуки Практические 5 2 ОК-5 Л1.1, Л1.2
1.3. дифтонги Практические 5 2 ОК-5 Л1.1, Л1.2
1.4. интонация Практические 5 2 ОК-5 Л1.1, Л1.2
1.5. Фонетика языка Сам. работа 5 6 ОК-5 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Практика языка. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования.Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
2.1. Учеба в университете Практические 5 2 ОК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2
2.2. Семья Практические 5 2 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Биография Практические 5 2 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Рабочий день Практические 5 2 ОК-5, ОПК-8 Л1.1, Л1.2
2.5. Еда. Практические 5 6 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Квартира. Практические 5 6 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Описание квартиры (дома) своей мечты Сам. работа 5 4 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. В поликлинике. У врача Практические 6 22 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Спорт Практические 6 22 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Подготовка рассказа об олимпийских играх Сам. работа 6 12 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Транспорт и путешествия Практические 6 28 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Подготовка рассказа о своем путешествии Сам. работа 6 24 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Грамматика языка. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
3.1. Временные формы глагола. Практические 5 8 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Местоимения Практические 5 8 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Порядок слов в простом предложении. Практические 5 4 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Отрицание Практические 5 2 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Возвратные глаголы Практические 5 4 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Порядок слов в простом предложении Сам. работа 5 8 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Средства массовой информации Практические 7 4 ОК-5, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Средства массовой информации Сам. работа 7 36 ОК-5, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.9. Глобализация. Практические 7 8 ОК-5, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.10. Степени сравнения прилагательных. Практические 7 8 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.11. Инфинитивные группы Практические 7 8 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.12. Сложносочиненные предложения. Практические 7 8 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.13. Международные организации Сам. работа 8 20 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.14. Сложноподчиненные предложения Практические 8 24 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.15. Сложноподчиненные предложения Сам. работа 8 21 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.16. Международные организации Практические 8 30 ОК-5, ОПК-8, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.17. Страдательный залог Сам. работа 8 22 ОК-5, ОПК-8 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. What do you think is the most fulfilling thing for a parent in bringing up a child?
2. Have you ever been told off by your teacher or boss? Why?
3. What kinds of people are often lonely?
4. What kinds of people would you ask for help / advice?
5. What kinds of people often disobey instructions?
6. What are the essential factors that help to mold a person’s character: background and environment; educational possibilities; cultural standards; circumstances?
7. What are the ways and means by which a person’s character is revealed and estimated: appearance, speech characterization, manners and attitudes, likes and dislikes?
8. Have you ever fallen out with a close friend? What happened?
9. What do friends/family usually argue about?
10. Which person in your group of friends do you get on with best?
11. What qualities does a person have to make you look up to them?
12. When you were very small what did you want to be when you grew up? Do you still think the same?!
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Предусмотрены контрольные работы, диктанты, тесты по темам: Учеба в университете. Рабочий день. Семья. Биография. Еда. Квартира. Дом моей мечты. Покупки в магазине. Одежда. Город. Транспорт и путешествия. Киноискусство.
Грамматика языка: Временные формы глагола. Местоимения. Порядок слов в простом предложении. Отрицание. Возвратные глаголы. Повелительное наклонение. Предлоги. Употребление и склонение артикля. Склонение существительных. Склонение прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Инфинитивные группы. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Страдательный залог.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пьянзина И.В., Сокова О.Ю. "Family and Friends", "Appearance", "Character" Учебно-методическое пособие по английскому языку: Для студентов 1 курса исторического факультета АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л1.2 Деренчук, О. В. Учебное пособие по общественно-политической лексике немецкого языка: АлтГУ. - Барнаул, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филонова М.В, Жолобова Ю.С. Тестовые задания по немецкому языку: для студентов специальнойстей "История", "Музеология", "Историко-архивоведение" АлтГУ, Барнаул, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Пьянзина И.В., Сокова О.Ю. The Noun. Quantifiers. The Pronoun. The Adjective. The Adverb.: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.xiangtan.co.uk (Culture of English Speaking Countries)
Э2 2. www.britainexpress.com//History/english-culture.htm
Э3 3. www.onestopenglish.com
Э4 4. http://encarta.msn.co.uk/find/concise.asp?z=I &pg=2L&ti=761576416
Э5 5. http://expedia.msn.com/daily/slideshow/New York/PTT.asp
Э6 6. http://www.meny.org/quest.htm
Э7 7. http://www.nytimes.com
Э8 8. http://www.ess-entialbigapple.com
Э9 9. http://www2.thingstodo.com/states/NY/history.htm
Э10 10. http://www.vega.net/tomsdiner/tomsdine.htm
Э11 11. www.wikipedic.de
Э12 12. www.sueddeutsche.de
Э13 13. www.faz.net
Э14 14. www.diepresse.com
Э15 Иностранный язык (английский). Altai Territory: Regional Studies portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по самостоятельной работе над устной и письменной речью:
Работу по подготовке устного монологического высказывания по определенной теме следует начать с изучения тематических текстов -образцов. В первую очередь необходимо выполнить фонетические, лексические и лексико-грамматические упражнения по изучаемой теме, усвоить необходимый лексический материал, прочитать и перевести тексты -образцы, выполнить речевые упражнения по теме. Затем на основе изученных текстов нужно подготовить связное изложение, включающее наиболее важную и интересную информацию. Формы СРС над устной речью:
-фонетические упражнения по определенной теме;
-лексические упражнения по определенной теме;
-фонетическое чтение текста-образца;
-перевод текста-образца;
-речевые упражнения по теме.
Методические рекомендации по самостоятельной работе над текстом.
Правильное понимание и осмысление прочитанного текста, извлечение информации, перевод текста базируются на навыках по анализу иноязычного текста, умений извлекать содержательную информацию из форм языка. При работе с текстом на иностранном языке рекомендуется руководствоваться следующими общими положениями.
1. Работу с текстом следует начать с чтения всего текста: прочитайте текст, обратите внимание на его заголовок, постарайтесь понять, о чем сообщает текст.
2. Затем приступите к работе на уровне отдельных предложений. Прочитайте предложение, определите его границы. Проанализируйте предложение синтаксически: определите, простое это предложение или сложное (сложносочиненное или сложноподчиненное), есть ли в предложении усложненные синтаксические конструкции (инфинитивные группы, инфинитивные обороты, причастные обороты).
3. Простое предложение следует разобрать по членам предложения (выделить подлежащее, сказуемое, второстепенные члены), затем перевести на русский язык.
Формы СРС с лексическим материалом:
составление собственного словаря в отдельной тетради; составление списка незнакомых слов и словосочетаний по учебным индивидуальным текстам, по определённым темам; анализ отдельных слов для лучшего понимания их значения; подбор синонимов к активной лексике учебных текстов; подбор антонимов к активной лексике учебных текстов; составление таблиц словообразовательных моделей.

Лекции осваиваются студентами самостоятельно, переход от одной части лекции к другой осуществляется посредством ответа на контрольные вопросы. Максимальное количество баллов за лекции ‑ 30.
Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально в рамках тем семинарских занятий. Максимальное количество баллов за практические задания ‑ 70.
К устному экзамену допускаются студенты, которые выполнили практические задания, и набрали не менее 50 баллов. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка также может быть выставлена по результатам полного освоения курса. Каждый вид работы оценивается определенным количеством баллов. Студенты, набравшие от 85 до 100 баллов получают оценку "отлично". Студенты, получившие от 70 до 84 баллов, оцениваются "хорошо". Студенты, набравшие от 50 до 69 баллов, получают оценку "удовлетворительно".
Студенты, получившие 49 баллов и менее, получают "неудовлетворительно".
На зачетное занятие допускаются студенты, выполнившие все задания оцененные не менее чем в 50 баллов и не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий. В билет включен один теоретический вопрос. Зачет проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 35 минут.
Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он прочно усвоил программный материал курса и демонстрирует это исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно излагая его, не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, правильно обосновывает ответы, выделяет главное и обобщает сказанное;
Оценка «незачтено» выставляется студенту, который при ответе не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы или не справляется с ними самостоятельно.