МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум русского языка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра иностранных языков ИИМО
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития государств Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_ЦА-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 92
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 92 92 92 92
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доцент, Пьянзина И.В.

Рецензент(ы):
канд.пед.наук, доцент, Деренчук О.В.

Рабочая программа дисциплины
Практикум русского языка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 01.07.2016г. №784)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра иностранных языков ИИМО

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.пед.наук, доцент Деренчук О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра иностранных языков ИИМО

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.пед.наук, доцент Деренчук О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усовершенствовать языковую подготовку, организующую речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными в учебно-научной и собственно-профессиональной коммуникации. Научить студентов свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации, сформировать у них правильную, терминологически точную и выразительную речь.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 владение навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на языке(языках) региона специализации
ПК-7 способность проводить углубленный анализ социально-политических учений зарубежных стран, соотносить их с развитием политических систем, политических культур и политических процессов в различных регионах мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы реферирования и аннотирования на языке региона специализации; основы социально-культурной специфики стран изучаемого языка.
3.2.Уметь:
3.2.1.выстраивать диалог в соответствии с коммуникативным контекстом, прогнозировать и нейтрализовать коммуникативные неудачи
извлекать требуемую научную информацию на языке региона из предлагаемых источников, классифицировать предложенную информацию
осуществлять устную и письменную коммуникацию на языке региона в общепрофессиональной сфере

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.вербальными и невербальными средствами
реализации коммуникативных намерений; навыками стилистического и нормативного самоконтроля
всеми стилями русской речи, чтением и пониманием текстов,
письменным переводом и реферированием,
всеми видами устной работы с русским языком,
навыками письменной речи, необходимыми в сфере делового общения по указанной теме
навыками беседы в определенной ситуации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1
1.1. Понятие язык. Основные функции. Литературный и национальный языки. Лекции 3 2 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие язык. Основные функции. Литературный и национальный языки. Сам. работа 3 16 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Этапы становления русского литературного языка. Нормы современного русского литературного языка. Лекции 3 2 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Этапы становления русского литературного языка. Нормы современного русского литературного языка. Сам. работа 3 14 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Функциональные стили русского литературного языка. Практические 3 2 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Функциональные стили русского литературного языка. Сам. работа 3 10 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Научный стиль речи. Практические 3 2 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Научный стиль речи. Сам. работа 3 10 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Официально-деловой стиль речи. Практические 3 2 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Официально-деловой стиль речи. Сам. работа 3 10 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Публицистический стиль речи. Практические 3 2 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Публицистический стиль речи. Сам. работа 3 8 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Аннотация научной статьи. Практические 3 2 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Аннотация научной статьи. Сам. работа 3 16 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Особенности написание диссертационного исследования. Практические 3 2 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.16. Особенности написание диссертационного исследования. Сам. работа 3 8 ПК-4, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Г. Костомаров Современный русский литературный язык в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/5B0977A6-5ACD-4F2C-A4EF-5C22769AC1CA
Л1.2 В. Г. Костомаров Современный русский литературный язык в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/481E9475-162A-46FC-82CE-B206F2BA8ABE
Л1.3 Доронина, Светлана Валерьевна Лексика современного русского языка. Социолингвистические и хронологические аспекты: практикум: Барнаул : АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Казакова, О. А. Практикум по культуре речевого общения на русском языке. Грамматика и чтение : учебное пособие для академического бакалавриата: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/31DA09E7-0E30-4946-953D-85340DFFBB3A
Л2.2 Чернышенко О.В., Огрызко Е.В., Нефедов И.В. Русский язык как иностранный: лингвострановедение и развитие речи: М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА, 2017 znanium.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Практикум русского языка gramota.ru
Э2 Стилистика русского языка portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
304М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 23 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка Start master, модель SM-1142180 - 9 единиц; мониторы: марка Аser модель v193 - 9 единиц; LCD Телевизор LG 42LV3700 - 1шт.; наушники SVEN AP-860 – 9 единиц; плакаты
301М лаборатория «Лингафонный кабинет» - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Интерактивная доска в комплекте SmartBoard B480iv3 – 1 шт.; рабочее место преподавателя в комплекте: стол, ПК: ViewSonic, гарнитура: Dialog, колонки, магнитоофн Erisson; рабочее место студента на 12 посадочных мест в комплекте: столы, гарнитуры: Dialog – 12 единиц, цифровые пульты: HOPG – 12 шт.; учебные издания и журналы на иностранных языках
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного изучения дисциплины необходимо в обязательном порядке посещать практические занятия, тщательно конспектировать обсуждаемый материал и правильно организовывать самостоятельную работу. Практические занятия способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем изучаемой дисциплины и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов.
На практических занятиях студенты учатся грамотно грамматически и лексически излагать проблемы, свободно высказывать
свои мысли и суждения, осуществлять диалогические высказывания в рамках заданной темы, а также выполнять практические задания по темам и разделам дисциплины. В качестве важного компонента обучения иностранному языку выделяются учебные умения у студентов, необходимые для успешной учебной деятельности:
-обобщать полученную информацию;
-оценивать прослушанное и прочитанное;
-фиксировать основное содержание сообщений, формулировать устно и письменно основную идею сообщения;
-подготовить и представить сообщение, доклад, презентацию;
-работать в паре, в группе, взаимодействуя друг с другом;
-пользоваться реферативными и справочными материалами;
-пользоваться словарями различного характера.

Методические рекомендации по самостоятельной работе над устной и письменной речью:
Работу по подготовке устного монологического высказывания по определенной теме следует начать с изучения тематических текстов -образцов. В первую очередь необходимо выполнить лексические и лексико-грамматические упражнения по изучаемой теме, усвоить необходимый лексический материал, прочитать тексты -образцы, выполнить речевые упражнения по теме. Затем на основе изученных текстов нужно подготовить связное изложение, включающее наиболее важную и интересную информацию. Формы СРС над устной речью:
-лексические упражнения по определенной теме;
-речевые упражнения по теме.
Методические рекомендации по самостоятельной работе над текстом.
Правильное понимание и осмысление прочитанного текста, извлечение информации базируются на навыках по анализу иноязычного текста, умений извлекать содержательную информацию из форм языка. При работе с текстом на иностранном языке рекомендуется руководствоваться следующими общими положениями.
1. Работу с текстом следует начать с чтения всего текста: прочитайте текст, обратите внимание на его заголовок, постарайтесь понять, о чем сообщает текст.
2. Затем приступите к работе на уровне отдельных предложений. Прочитайте предложение, определите его границы. Проанализируйте предложение синтаксически: определите, простое это предложение или сложное (сложносочиненное или сложноподчиненное), есть ли в предложении усложненные синтаксические конструкции (инфинитивные группы, инфинитивные обороты, причастные обороты).
3. Простое предложение следует разобрать по членам предложения (выделить подлежащее, сказуемое, второстепенные члены).
Формы СРС с лексическим материалом:
составление собственного словаря в отдельной тетради; составление списка незнакомых слов и словосочетаний по учебным индивидуальным текстам, по определённым темам; анализ отдельных слов для лучшего понимания их значения; подбор синонимов к активной лексике учебных текстов; подбор антонимов к активной лексике учебных текстов.