МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Язык региона специализации (русский язык)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра иностранных языков ИИМО
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития государств Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_ЦА-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 90
самостоятельная работа 36
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 54 54 36 36 90 90
Сам. работа 27 27 9 9 36 36
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Катунина Е.С.

Рецензент(ы):
канд. пед. наук, доцент, Деренчук О.В.

Рабочая программа дисциплины
Язык региона специализации (русский язык)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.01 ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 01.07.2016г. №784)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра иностранных языков ИИМО

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.пед.наук, доцент Деренчук О.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра иностранных языков ИИМО

Протокол от 02.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.пед.наук, доцент Деренчук О.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усовершенствовать языковую подготовку, организующую речевую деятельность языковыми средствами и способами, адекватными в учебно-научной и собственно-профессиональной коммуникации. Научить студентов свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации, сформировать у них правильную, терминологически точную и выразительную речь.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-11 способность представлять информационные материалы широкой аудитории с применением современных программных средств обработки и редактирования имнформации, в том числе на иностранном языке международного общения и языке региона специализации
ПК-4 владение навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на языке(языках) региона специализации
ПК-7 способность проводить углубленный анализ социально-политических учений зарубежных стран, соотносить их с развитием политических систем, политических культур и политических процессов в различных регионах мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.систему функциональных стилей русского
литературного языка; композиционно-смысловую специфику текстов разных жанров и особенности их языковой реализации
3.2.Уметь:
3.2.1.дифференцировать по жанрам тексты разных стилей, выбрать тип композиции и комплекс композиционных приемов, соответствующих специфике текста и его целевому назначению
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками целесообразного использования языковых средств разных уровней при продуцировании устных и письменных текстов; навыками стилевого и нормативного самоконтроля

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Семья. Проблемы воспитания. Образование.
1.1. Семья. Семейные отношения в России и в странах Центральной Азии Практические 1 4 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Проблемы гражданского брака Практические 1 4 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Российское образование Практические 1 6 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Обсуждение проблем семьи и воспитания Практические 1 4 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Национальные традиции в воспитании в России и в странах Центральной Азии Практические 1 4 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Беседа о современном образовании РФ Практические 1 6 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения Практические 1 4 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Функционально-семантические типы речи: рассуждение Практические 1 4 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Сложно-сочиненные и сложно-подчиненные предложения Практические 1 8 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Подтверждение и опровержение информации Практические 1 2 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Диалог-расспрос Практические 1 2 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Функционально-семантические типы речи: повествование Практические 1 6 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Подготовка к практическим занятиям и экзамену Сам. работа 1 27 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. Экзамен 1 27 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Мировые религии
2.1. Буддизм Практические 2 8 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Иудаизм Практические 2 8 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Христианство Практические 2 10 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Ислам Практические 2 10 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Подготовка к практическим занятиям и экзамену Сам. работа 2 9 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Экзамен 2 27 ОПК-11, ПК-4, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Парецкая М.Э., Шестак О.В. Современный учебник русского языка для иностранцев: учебник: Учебники Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Канакина Г.И., Викторова Е.В. Русская пословица как средство формирования языковой и социокультурной компетенции: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2015 e.lanbook.com
Л2.2 Чепасова А.М., Голощапова Т.Г., Павлова Н.А. Лексические и фразеологические предлоги в современном русском языке: учеб.пособие: Издательство "ФЛИНТА", 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Язык региона специализации (русский язык) vse-kursy.com
Э2 Русский язык и культура речи для магистрантов 1 курса направления "Зарубежное регионоведение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
304М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 23 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка Start master, модель SM-1142180 - 9 единиц; мониторы: марка Аser модель v193 - 9 единиц; LCD Телевизор LG 42LV3700 - 1шт.; наушники SVEN AP-860 – 9 единиц; плакаты
301М лаборатория «Лингафонный кабинет» - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Интерактивная доска в комплекте SmartBoard B480iv3 – 1 шт.; рабочее место преподавателя в комплекте: стол, ПК: ViewSonic, гарнитура: Dialog, колонки, магнитоофн Erisson; рабочее место студента на 12 посадочных мест в комплекте: столы, гарнитуры: Dialog – 12 единиц, цифровые пульты: HOPG – 12 шт.; учебные издания и журналы на иностранных языках

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины рекомендуется сочетание лекционно-теоретического и практически-поискового метода, что значительно повышает эффективность
усвоения материала рабочей программы. Уровень знаний значительно оптимизирует система подготовки по рекомендованной специальной и художественной литературе.
Рекомендуемыми формами контроля эффективности изучения дисциплины являются практические занятия, тестирования, написание самостоятельных письменных работ по определенным темам, обобщающих определенный тематический раздел.

Методические рекомендации по самостоятельной работе над устной и письменной речью:
Работу по подготовке устного монологического высказывания по определенной теме следует начать с изучения тематических текстов -образцов. В первую очередь необходимо выполнить фонетические, лексические и лексико-грамматические упражнения по изучаемой теме, усвоить необходимый лексический материал, прочитать и перевести тексты -образцы, выполнить речевые упражнения по теме. Затем на основе изученных текстов нужно подготовить связное изложение, включающее наиболее важную и интересную информацию. Формы СРС над устной речью:
-фонетические упражнения по определенной теме;
-лексические упражнения по определенной теме;
-фонетическое чтение текста-образца;
-перевод текста-образца;
-речевые упражнения по теме.
Методические рекомендации по самостоятельной работе над текстом.
Правильное понимание и осмысление прочитанного текста, извлечение информации, перевод текста базируются на навыках по анализу иноязычного текста, умений извлекать содержательную информацию из форм языка. При работе с текстом на иностранном языке рекомендуется руководствоваться следующими общими положениями.
1. Работу с текстом следует начать с чтения всего текста: прочитайте текст, обратите внимание на его заголовок, постарайтесь понять, о чем сообщает текст.
2. Затем приступите к работе на уровне отдельных предложений. Прочитайте предложение, определите его границы. Проанализируйте предложение синтаксически: определите, простое это предложение или сложное (сложносочиненное или сложноподчиненное), есть ли в предложении усложненные синтаксические конструкции (инфинитивные группы, инфинитивные обороты, причастные обороты).
3. Простое предложение следует разобрать по членам предложения (выделить подлежащее, сказуемое, второстепенные члены), затем перевести на русский язык.
Формы СРС с лексическим материалом:
составление собственного словаря в отдельной тетради; составление списка незнакомых слов и словосочетаний по учебным индивидуальным текстам, по определённым темам; анализ отдельных слов для лучшего понимания их значения; подбор синонимов к активной лексике учебных текстов; подбор антонимов к активной лексике учебных текстов; составление таблиц словообразовательных моделей.