МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 110
самостоятельная работа 106
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 28 30 22 24 50 54
Практические 30 32 30 32 60 64
Сам. работа 50 46 56 52 106 98
Часы на контроль 0 0 36 36 36 36
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, А.В. Молотов

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, А.Е.Канакова

Рабочая программа дисциплины
Конституционное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 30.05.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 30.05.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели изучения учебной дисциплины «Конституционное право» – овладение знаниями в области права, регулирующего деятельность государства; формирование в сознании доминанты верховенства права и незыблемости законов, формирование соответствующих компетенций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
ПК-1 способностью участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1: понятие, признаки и систему нормативно-правовых актов; принципы, виды, стадии правотворческой деятельности; основные приемы правотворческой техники.
ОПК-1:основные понятия конституционно-правовой науки и положения российского конституционного законодательства; об-щепризнанные принципы и нормы между-народного права, положения международ-ных договоров Российской Федерации; практику и проблемы реализации норм конституционного права судебными и иными правоприменительными органами.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1:самостоятельно разрабатывать проекты нормативных правовых актов; вы-страивать систему действий на отдельных стадиях правотворческого процесса; при-менять приемы юридической техники.
ОПК-1:анализировать соответствующие юридические нормы и правовые отноше-ния, осуществлять сбор и обобщение нор-мативной и фактической информации, имеющей значение для реализации право-вых норм; толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, со-держащие нормы конституционного права, обеспечивать соблюдение конституционного законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; устанавливать факты правонарушений в сфере конституционного права, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать не-обходимые меры к восстановлению нару-шенных конституционных прав личности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1:юридической терминологией, не-обходимой для правотворческой деятель-ности; навыками и способами разработки и проектирования нормативных правовых актов.
ОПК-1:навыками юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, самостоятельного изучения и анализа кон-ституционного законодательства и практи-ки его применения, ориентируется в спе-циальной литературе; навыками подготов-ки проектов актов правового характера, проведения правовой экспертизы норма-тивных правовых актов, подготовки ква-лифицированных юридических заключе-ний и консультаций по вопросам приме-нения конституционного за-конодательства, принятия правовых решений и осуществления иных юридические действий в точном со-ответствии с законом;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конституционное право России как отрасль права
1.1. Конституционное право России как отрасль права Лекции 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. Конституционное право России как отрасль права Практические 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. Конституционное право России как отрасль права Сам. работа 1 6 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Конституционное право Российской Федерации как наука и учебная дисциплина
2.1. Конституционное право Российской Федерации как наука и учебная дисциплина Лекции 1 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.2. Конституционное право Российской Федерации как наука и учебная дисциплина Практические 1 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
2.3. Конституционное право Российской Федерации как наука и учебная дисциплина Сам. работа 1 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Теоретические основы конституционализма
3.1. Теоретические основы конституционализма Лекции 1 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.2. Теоретические основы конституционализма Практические 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.3. Теоретические основы конституционализма Сам. работа 1 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Конституция Российской Федерации
4.1. Конституция Российской Федерации Лекции 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.2. Конституция Российской Федерации Практические 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.3. Конституция Российской Федерации Сам. работа 1 6 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 5. Основы конституционного строя Российской Федерации
5.1. Основы конституционного строя Российской Федерации Лекции 1 6 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.2. Основы конституционного строя Российской Федерации Практические 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
5.3. Основы конституционного строя Российской Федерации Сам. работа 1 6 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 6. Основы правового статуса личности как правовой институт
6.1. Основы правового статуса личности как правовой институт. Лекции 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.2. Основы правового статуса личности как правовой институт. Практические 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
6.3. Основы правового статуса личности как правовой институт. Сам. работа 1 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 7. Гражданство РФ
7.1. Гражданство РФ Лекции 1 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
7.2. Гражданство РФ Практические 1 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
7.3. Гражданство РФ Сам. работа 1 8 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 8. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
8.1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации Лекции 1 6 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
8.2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации Практические 1 6 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
8.3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Рос-сийской Федерации Сам. работа 1 14 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 9. Теоретические вопросы государственного устройства Российской Федерации
9.1. Теоретические вопросы государственного устройства Российской Федерации Лекции 2 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
9.2. Теоретические вопросы государственного устройства Российской Федерации Практические 2 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
9.3. Теоретические вопросы государственного устройства Российской Федерации Сам. работа 2 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 10. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
10.1. Конституционно-правовой статус Российской Федерации Лекции 2 3 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
10.2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации Практические 2 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
10.3. Конституционно-правовой статус Российской Федерации Сам. работа 2 6 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 11. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации
11.1. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации Лекции 2 6 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
11.2. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации Практические 2 6 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
11.3. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации Сам. работа 2 6 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 12. Референдум в Российской Федерации
12.1. Референдум в Российской Федерации Лекции 2 1 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
12.2. Референдум в Российской Федерации Практические 2 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
12.3. Референдум в Российской Федерации Сам. работа 2 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 13. Конституционная система органов государства в Россий-ской Федерации
13.1. Конституционная система органов государства в Россий-ской Федерации Лекции 2 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
13.2. Конституционная система органов государства в Российской Федерации Практические 2 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
13.3. Конституционная система органов государства в Российской Федерации Сам. работа 2 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 14. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
14.1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации Лекции 2 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
14.2. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации Практические 2 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
14.3. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации Сам. работа 2 6 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 15. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания – парламента Российской Федерации
15.1. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания – парламента Российской Федерации Лекции 2 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
15.2. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания – парламента Российской Федерации Практические 2 4 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
15.3. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания – парламента Российской Федерации Сам. работа 2 6 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 16. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации
16.1. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации Лекции 2 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
16.2. Конституционно-правовой статус Правительства Россий-ской Федерации Практические 2 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
16.3. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации Сам. работа 2 6 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 17. Конституционно-правовые основы системы государствен-ной власти субъектов РФ
17.1. Конституционно-правовые основы системы государствен-ной власти субъектов РФ Лекции 2 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
17.2. Конституционно-правовые основы системы государствен-ной власти субъектов РФ Практические 2 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
17.3. Конституционно-правовые основы системы государствен-ной власти субъектов РФ Сам. работа 2 5 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 18. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционный Суд РФ
18.1. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционный Суд РФ Лекции 2 1 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
18.2. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционный Суд РФ Практические 2 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
18.3. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. Конституционный Суд РФ Сам. работа 2 3 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 19. Конституционные основы местного самоуправления в Рос-сийской Федерации
19.1. Конституционные основы местного самоуправления в Рос-сийской Федерации Лекции 2 1 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
19.2. Конституционные основы местного самоуправления в Рос-сийской Федерации Практические 2 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
19.3. Конституционные основы местного самоуправления в Рос-сийской Федерации Сам. работа 2 2 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 20. Экзамен
20.1. Экзамен Экзамен 2 36 ПК-1, ОПК-1 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EDA03352-D06A-4D1E-9F46-BFD4A3ECF134
Л1.2 Давтян В.Р., Кононенко Д.В. КОНСТИТУЦИОННОЕ (УСТАВНОЕ) ПРАВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белик В.Н. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И ИХ ЗАЩИТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Конюхова И.А., Алешкова И.А., Андриченко Л.В. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Совета Федерации ФС РФ www.council.gov.ru www.council.gov.ru
Э2 Официальный сайтГосударственной Думы ФС РФ www.duma.gov.ru www.duma.gov.ru
Э3 Официальный сайт Президента РФ www.president.kremlin.ru www.president.kremlin.ru
Э4 Официальный сайт Правительства РФ www.government.ru www.government.ru
Э5 Официальный сайn Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru www.ksrf.ru
Э6 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Конституционное право является ведущей отраслью российского права, поскольку регулирует совокупность общественных отношений, определяющих основы общественного и государственного устройства, статус личности. Нормы и принципы конституционного права образуют фундамент российской системы права, всех ее отраслей, придают им стабильность и социальную направленность. Ни одна отрасль национального права не может развиваться, если она не находит опоры в нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им. Такая значимость конституционного права предопределяет и подходы к его изучению. Учебный курс «Конституционное право Российской Федерации» изучается студентами одним из первых среди других профессиональных дисциплин. Поэтому важно твердо усвоить принципы построения данной отрасли права, поскольку от этого в значительной мере будет зависеть прочность и глубина знаний студентов по другим специальным юридическим дисциплинам. Комплексное изучение конституционного права России преследует несколько целей:  глубокое усвоение студентами вопросов теории конституционного права;  детальное изучение Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных актов, являющихся источниками данной отрасли права;  анализ специфики конституционно-правового регулирования на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской федерации;  обобщение особенностей развития отдельных конституционно-правовых институтов в России;  приобретение студентами навыков самостоятельного исследования современной политической действительности и развития конституционного законодательства;  рассмотрение и разрешение конкретных ситуаций, их возможное моделирование, а также прогнозирование конституционно-правового развития России в целом и по отдельным институтам, подготовка собственных проектов нормативных правовых актов и иных документов. Следует отметить, что состояние современного конституционного права, степень его научной исследованности, многообразие источников находятся в постоянном развитии и изменении, что обусловлено самим характером и темпами развивающихся политических и социально-экономических процессов и преобразований, происходящих в российском обществе и государстве. В связи с этим изучение курса «Конституционное право России» позволяет студентам приобрести не только необходимый багаж знаний, но и развить аналитические, исследовательские способности, а также получить навыки по поиску, изучению и применению нормативного материала в условиях его постоянного и порой кардинального изменения законодателем.
Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Конституционное право» завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Конституционное право» производится в рамках 4-балльной шкалы.
Оценивание работы студента по зачету производится с учетом результатов по всем ви-дам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, активно участвовавшему в рассмотрении теоретических вопросов, ре-шении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия оценок, полученных студентом в течение первого семестра, студенту необходимо подготовить вопросы на зачет, решить задачи и пройти тестирование.
Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины произво-дится на экзамене в рамках 4-балльной системы. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач и тестов, выполненных им в течение учебного года.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа, только один из которых является правильным. Итоговая оценка за тест вы-ставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется сту-дентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию, ответ при решении задачи озвучивается устно. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Крите-рии оценивания представлены в ФОС.
Контрольная работа для заочного отделения является обязательной. Выбор темы осуще-ствляется в алфавитном порядке фамилий студентов: от А до 3 - 1 вариант, от И до С -2 вари-ант, от Т до Я - 3 вариант. Объем работы - 15-20 страниц формата А4 машинописного текста. Титульный лист контрольной работы следует оформлять по определенным правилам. За ти-тульным листом следует изложение ответов на задачи. В конце работы — список использован-ной литературы и источников. Важный показатель при оценке контрольной работы - ее науч-ный аппарат. Все цитаты в тексте должны быть снабжены сносками. Контрольная работа долж-на носить самостоятельный характер. Работа должна быть представлена в деканат за 30 дней до начала итоговой сессии для получения рецензии преподавателя. Не зачтенная контрольная ра-бота переписывается студентом заново и возвращается в деканат.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку отве-та студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа препо-давателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.
Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый экзаменационный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале.