МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-2-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 156
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 20 20 20 20 40 40
Сам. работа 114 114 42 42 156 156
Итого 144 144 72 72 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование конфликтологической компетентности, получение системных знаний в области педагогической конфликтологии.
- понимать сущность понятий и категорий педагогической конфликтологии;
- выявлять особенности педагогического взаимодействия и его конфликтного потенциала;
- изучать возможности управления конфликтами в педагогических системах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 способностью понимать социальную значимость профессии конфликтолога, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, преподавать конфликтологию в образовательных организациях Российской Федерации
ПК-12 способностью владеть навыками воспитательной работы и уметь их использовать в педагогической практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о социально-педагогическом назначении педагогической конфликтологии;
основные методы воспитательной работы.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять и осмысливать конфликтные ситуации в образовательном процессе;
использовать навыки воспитательной работы в педагогической практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа конфликтологических проблем в педагогическом процессе;
общими и специальными методами воспитательной работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы педагогической конфликтологии
1.1. Введение в курс «Педагогическая конфликтология» Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в курс «Педагогическая конфликтология» Практические 7 4 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.3. Введение в курс «Педагогическая конфликтология» Сам. работа 7 17 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.4. Научные основы педагогической конфликтологии Лекции 7 4 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.5. Научные основы педагогической конфликтологии Практические 7 4 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.6. Научные основы педагогической конфликтологии Сам. работа 7 17 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.7. Понятие и функции педагогических конфликтов Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.8. Понятие и функции педагогических конфликтов Практические 7 4 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.9. Понятие и функции педагогических конфликтов Сам. работа 7 40 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.10. Специфика и механизмы возникновения педагогических конфликтов Лекции 7 2 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.11. Специфика и механизмы возникновения педагогических конфликтов Практические 7 8 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.12. Специфика и механизмы возникновения педагогических конфликтов Сам. работа 7 40 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Конфликты в условиях учебной деятельности
2.1. Особенности конфликтных ситуаций и условия их развития в педагогическом процессе Лекции 8 2 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.2. Особенности конфликтных ситуаций и условия их развития в педагогическом процессе Практические 8 6 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.3. Особенности конфликтных ситуаций и условия их развития в педагогическом процессе Сам. работа 8 22 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.4. Специфика педагогических конфликтов Лекции 8 4 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.5. Специфика педагогических конфликтов Практические 8 8 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.6. Разрешение педагогических конфликтов Лекции 8 4 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.7. Разрешение педагогических конфликтов Практические 8 6 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.8. Разрешение педагогических конфликтов Сам. работа 8 20 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Предмет и функции педагогической конфликтологии
2. Сущность и специфика педагогических конфликтов.
3. Типология педагогических конфликтов.
4. Основные конфликтные факторы в образовании и их эволюция
5. Противоречия в системе образования как источник педагогического конфликта
6. Проблема прогнозирования педагогических конфликтов.
7. Личностные факторы субъектов образования и их роль в возникновении конфликтов.
8. Возрастная специфика конфликтов в педагогическом процессе
9. Социальные причины возникновения конфликтов в педагогическом процессе.
10. Экономические причины возникновения конфликтов в педагогическом процессе.
11. Роль коммуникативной компетентности в образовательном процессе.
12. Стратегии поведения в конфликте.
13. Понятие динамики конфликта, фазы конфликта, стадии конфликта
14. Конструктивные способы разрешения педагогических конфликтов
15. Деструктивные способы разрешения педагогических конфликтов
16. Этические и юридические нормы в разрешении педагогических конфликтов
17. Роль анализа конфликтной ситуации в разрешении конфликта
18. Педагогические приемы разрешения конфликтов
19. Посредничество в разрешении конфликтов
20. Специфика переговоров в разрешении педагогических конфликтов
Практические задания
1. Подготовка таблицы для проведения сравнительного анализа различных видов педагогических конфликтов
2. Разработка плана анализа педагогического конфликта в системе «учитель-ученик»
3. Составление схемы динамики педагогического конфликта в системе «ученик-ученик»
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Конфликтность и конфликтоустойчивость как характеристики субъектов педагогического конфликта
2. Современное состояние педагогической конфликтологии
3. Педагогическое посредничество
4. Конфликтологическая компетентность как цель образования
5. Ненасилие как принцип педагогической деятельности
6. Рефлексивность как принцип педагогической деятельности
7. Конфликтогенные педагогические ситуации.
8. Конфликты между учащимися в практике педагогической конфликтологии.
9. Объективные и субъективные причины педагогических конфликтов.
10. Педагогические цели управления конфликтными ситуациями.
11. Позиции педагога в конфликте и успешность его разрешения.
12. Процедура урегулирования конфликтов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черкасская, Г. В. Управление конфликтами : учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/547CD80D-6F5C-4015-81FA-D9FD88174351
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.socioline.ru/node/842
Э2 Курс в Moodle «Педагогическая конфликтология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.