МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Переговорный практикум

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Переговорный практикум

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2016 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2016 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами знаний о технологиях проведения переговоров, овладение методами ведения переговоров в различных конфликтных ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью владеть знанием истории эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов, особенностей динамики протекания конфликтов в различных сферах, возможных способов работы с ними, условий, обеспечивающих предупреждение, разрешение и управление конфликтами и миром
ПК-2 способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия
ПК-11 способностью понимать социальную значимость профессии конфликтолога, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, преподавать конфликтологию в образовательных организациях Российской Федерации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику эволюции предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов;
проблемы конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;
социальную значимость профессии конфликтолога
3.2.Уметь:
3.2.1.компетентно выделять и анализировать предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов;
проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе;
формировать высокий уровень мотивации к выполнению профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.развитыми навыками анализа предмета конфликтологии, природы конфликта, его структуры, видов, детерминирующих факторов;
различными методологическими и теоретическими подходами к осмыслению конфликтологических проблем при ведении переговоров;
навыками преподавания конфликтологии в образовательных организациях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы технологии ведения переговоров
1.1. Теоретические подходы к определению основных понятий курса Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.2. Теоретические подходы к определению основных понятий курса Практические 6 4 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.3. Теоретические подходы к определению основных понятий курса Сам. работа 6 12 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.4. Междисциплинарный статус технологии переговоров Лекции 6 4 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.5. Междисциплинарный статус технологии переговоров Практические 6 6 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.6. Междисциплинарный статус технологии переговоров Сам. работа 6 10 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.7. Методологические особенности переговоров Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.8. Методологические особенности переговоров Практические 6 4 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.9. Методологические особенности переговоров Сам. работа 6 10 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Технология ведения переговоров
2.1. Фазы переговорного процесса Лекции 6 6 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.2. Фазы переговорного процесса Практические 6 6 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.3. Фазы переговорного процесса Сам. работа 6 10 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.4. Организация коммуникации в процессе переговоров Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.5. Организация коммуникации в процессе переговоров Практические 6 4 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.6. Организация коммуникации в процессе переговоров Сам. работа 6 10 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.7. Выход из переговоров и постконфликтная стадия Лекции 6 2 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.8. Выход из переговоров и постконфликтная стадия Практические 6 6 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1
2.9. Выход из переговоров и постконфликтная стадия Сам. работа 6 8 ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Общая характеристика переговоров.
2. Виды переговоров.
3. Подходы Р. Фишера, У. Юри, У. Мастенбрука, Ч.Л. Карраса и др. к стратегиям ведения переговоров.
4. Роль и особенности международных переговоров в работах отечественных и зарубежных дипломатов (Г.Никольсона, А.Ф. Добрынина, В.И.Попова, Г. Киссинджера, Ан.Г Ковалева, В.Л. Исраэляна и др.).
5. Структура переговорного процесса.
6. Развитие исследований по переговорам в США и европейских странах.
7. Развитие исследований по переговорам в России.
8. Матричная игра как модель описания различных стратегий при ведении переговоров.
9. Понятия BATNA, ATNA, переговорного пространства. Их соотношение.
10. Виды посредничества, выбор вида посредничества при урегулировании международного конфликта переговорными методами (привести примеры из международной практики)
11. Стадии и этапы переговорного процесса
12. Основные параметры подготовки к международным переговорам.
13. Проблема эффективности использования тактических приемов.
14. Личностный стиль ведения переговоров и трудности его определения.
15. Виды и примеры тактических приемов.
16. Выбор стратегии при ведении международных переговоров.
17. Задачи и виды посреднической деятельности (привести примеры из международной практики).
18. Конфликт в Косово: проблемы и возможности урегулирования переговорными методами.
19. Неравенство сил в переговорном процессе.
20. Роль невербальных средств в различных культурах.
21. Общая характеристика невербальных средств общения и их роли в переговорном процессе.
22. Подготовка аргументации. Типы аргументации на переговорах.
23. Феномены восприятия на переговорах (привести примеры из международной практики).
24. Специфика многосторонних переговоров.
25. Особенности переговоров на высоком и высшем уровне.
26. Национальные стили ведения переговоров.
Практические задания
1. Составление схемы медиативных переговоров между двумя компаниями, претендующими на государственный заказ
2. Разработка плана подготовительного этапа медиативных переговоров между претендентами на наследство
3. Подготовка оптимального способа мониторинга выполнения соглашений, достигнутых на переговорах в сфере международных отношений
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Информационные технологии в современном переговорном процессе.
2. Развитие механизма многоуровневых переговоров.
3. Переговорные механизмы согласования интересов в рамках ЕС (case study).
4. «Зеркальные образы» восприятия интересов сторон в условиях конфликта как преграда к переговорному процессу (case study)
5. Международный переговорный процесс в глобальном управлении.
6. Особенности переговоров в различных культурах.
7. Переговорный процесс и силовое воздействие.
8. Возможности и ограничения посреднических процедур в современной мировой политике
9. Международные переговоры и внутренние переговоры: общее и различное.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузнецов И.Н. Деловое общение: учебное пособие Дашков и К// ЭБС "Лань", 2017 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Таратухина, Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Курс в Moodle «Переговорный практикум» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.