МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическая конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-3-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 131
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 131 131 131 131
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Политическая конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 Конфликтология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. № 956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать у студентов мировоззренческие позиции и убеждения,позволяющие рассматривать конфликтный характер политических отношений в обществе с позиций конфликтолога-профессионала,способного на основе научного знания анализировать и разрешать возникающие политические противоречия и конфликты.
Основные задачи курса – вооружить студентов знанием:
1)теоретико-методологических основ науки о политических конфликтах;
2)о ключевых понятиях и категориях,используемых в курсе политической конфликтологии;
3)закономерностей возникновения и протекания политических конфликтов;
4)основных принципов управления политическими конфликтами;
5)методами и способами их конструктивного разрешения;
6)эмпирическими методами исследования конфликтов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира, использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию междисциплинарного анализа политического конфликта, как использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля политической конфликтологии, многофакторной обусловленности политического конфликта и мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать методологию междисциплинарного анализа политического конфликта и мира, как использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля политической конфликтологии, многофакторной обусловленности политического конфликта и мира.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования методологии междисциплинарного анализа политического конфликта и мира, использования категориального аппарата гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля политической конфликтологии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История становления и теоретико-методологические основы политической конфликтологии
1.1. История становления и теоретико-методологические основы политической конфликтологии Лекции 8 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. История становления и теоретико-методологические основы политической конфликтологии Практические 8 8 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. История становления и теоретико-методологические основы политической конфликтологии Сам. работа 8 25 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Понятие, сущность, предмет, структура, функции и типология политических конфликтов
2.1. Понятие, сущность, предмет, структура, функции и типология политических конфликтов Лекции 8 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Понятие, сущность, предмет, структура, функции и типология политических конфликтов Практические 8 8 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Понятие, сущность, предмет, структура, функции и типология политических конфликтов Сам. работа 8 24 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Конфликты в сфере политической власти и государственного управления современной России
3.1. Конфликты в сфере политической власти и государственного управления современной России Лекции 8 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Конфликты в сфере политической власти и государственного управления современной России Практические 8 10 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Конфликты в сфере политической власти и государственного управления современной России Сам. работа 8 30 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Политико-идеологические, религиозные, этнические факторы политических конфликтов
4.1. Политико-идеологические, религиозные, этнические факторы политических конфликтов Лекции 8 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Политико-идеологические, религиозные, этнические факторы политических конфликтов Практические 8 8 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Политико-идеологические, религиозные, этнические факторы политических конфликтов Сам. работа 8 28 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Управление политическими конфликтами и технологии их разрешения
5.1. Управление политическими конфликтами и технологии их разрешения Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Управление политическими конфликтами и технологии их разрешения Практические 8 6 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.3. Управление политическими конфликтами и технологии их разрешения Сам. работа 8 24 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.4. Экзамен 8 27 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы
1. Политическая конфликтология как междисциплинарная область знаний о политических конфликтах, этапы ее становления.
2. Объект и предмет исследования в политической конфликтологии, специфика подходов к его определению.
3. Методология исследования в политической конфликтологии.
4. Основные парадигмы (модели) изучения социально-политических конфликтов.
5. Конфликтный функционализм Г. Зиммеля и Л.Козера.
6. Борьба за власть и политическое господство как источник политических конфликтов по Р.Дарендорфу.
7. Марксистская концепция социально-политического конфликта.
8. Понятие «врагов» и «друзей» в теории политического конфликта К. Шмита.
9. Содержание и типология политических конфликтов в современной России.
10. Динамика политических конфликтов. Основные стадии и фазы развития. Силовые и мирные возможности выхода из конфликтных ситуаций.
11. Конфликтные процессы политической модернизации российского общества.
12. Конфликты законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровне.
13. Конституционный, парламентский и правительственный кризисы: условия возникновения и разрешения.
14. Этнополитические конфликты и способы их разрешения.
15. «Бархатные» революции, характер, причины.
16. Политические кливажи и рсколы в сфере политической культцры в России.
17. Конфликтогенные факторы взаимоотношений граждан с чиновниками.
18. Конфликтный потенциал избирательных кампаний. Способы разрешения.
19. Политические партии в России: внутрипартийные и межпартийные противоречия и конфликты.
20. Власть и оппозиция в системе политических отношений.
21. Технологии разрешения политических конфликтов.

Практические задания
1. Представить в виде таблицы основные направления в методологии исследования политического конфликта, учитывая междисциплинарный аспект.
2. Расположить в правильном порядке стадии развертывания политического конфликта.
3. Составить перечень этнических факторов развития политического конфликта.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:
1. Древние мыслители как пионеры в исследовании причин конфликтов, войн и насилия.
2. Религиозный детерминизм в объяснении конфликтов и проблемы противоборства церкви и светской власти в трудах средневековых мыслителей.
3. Субъективно-психологическая детерминанта возникновения конфликтов и насилия в работах мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени.
4. Поликаузальные исследования конфликтов в работах западных ученых конца XVIII - начале XX века.
5. Русская социально-политическая мысль XIX – начала XX века о причинах конфликтности и революций в России.
6. Обоснование социально-экономической детерминированности политических конфликтов в трудах классиков марксизма.
7. Идеи бесконфликтности социально-политической системы в структурно-функционалистской теории Т.Парсонса и его последователей.
8. Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа.
9. Новые институционалисты о соперничестве социальных институтов на полях и аренах политической борьбы.
10. Основные поля политических конфликтов в современной России.
11. Субъекты и предмет российских политических конфликтов.
12. Проблемы насилия и ненасилия в политической конфликтологии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C
Л2.2 Нагайцев, В. В. Общая конфликтология: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика,социология,менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э8 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
Э9 Курс в Moodle "Политическая конфликтология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.