Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.
1.1. | Дисциплина «Политическая социология» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с социальными основами политики. В соответствии с назначением основной целью дисциплины является формирование у студентов представления о месте и роли политики в жизни социума и взаимовлиянии социальных групп и политических институтов, изучение студентами основных понятий и концепций политической социологии с тем, чтобы студенты могли использовать их в последующей теоретической и практической деятельности. В связи с этим в рамках курса «Политическая социология» рассматриваются как фундаментально-теоретические, так и прикладные вопросы, связанные с политическим поведением различных социальных групп современных обществ. Главный акцент сделан на том, чтобы научить студентов использовать знания теоретических основ политической социологии для анализа социально-политических процессов, протекающих в современных динамичных и сложноорганизованных обществах, в том числе в современном российском обществе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-1 | способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные приемы и методы постановки исследовательских задач в области политической социологии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно формулировать цели и задачи для организации междисциплинарного исследования в сфере социально-политических явлений и процессов |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками самостоятельной организации исследования по проблемам политической социологии с применением новейшего отечественного и зарубежного опыта |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы политической социологии | ||||||
1.1. | Политическая социология в системе политической науки. Социологический анализ политической жизни | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Политическая социология в системе политической науки. Социологический анализ политической жизни | Практические | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Политическая социология в системе политической науки. Социологический анализ политической жизни | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | Предыстория и этапы становления политической социологии | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.5. | Предыстория и этапы становления политической социологии | Практические | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.6. | Предыстория и этапы становления политической социологии | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Раздел 2. Политика как социальное явление | ||||||
2.1. | Политика в жизни общества | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Политика в жизни общества | Практические | 7 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.3. | Политика в жизни общества | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Власть как социальный феномен | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.5. | Власть как социальный феномен | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.6. | Легитимность политической власти | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.7. | Легитимность политической власти | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.8. | Социология политической культуры общества и личности | Практические | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.9. | Социология политической культуры общества и личности | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Раздел 3. Формы проявления и субъекты политической жизни | ||||||
3.1. | Личность в политике: политическое сознание, поведение, деятельность | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Личность в политике: политическое сознание, поведение, деятельность | Практические | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Личность в политике: политическое сознание, поведение, деятельность | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.4. | Социальные общности и группы как субъекты политики | Практические | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.5. | Социальные общности и группы как субъекты политики | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.6. | Социология элит и политического лидерства | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.7. | Социология элит и политического лидерства | Практические | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.8. | Социология элит и политического лидерства | Сам. работа | 7 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.9. | Социология политических партий и общественно- политических движений. Особенности партийной системы в России | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.10. | Социология политических партий и общественно- политических движений. Особенности партийной системы в России | Практические | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.11. | Социология политических партий и общественно- политических движений. Особенности партийной системы в России | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.12. | Система отношений гражданского общества и государства | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.13. | Система отношений гражданского общества и государства | Практические | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.14. | Система отношений гражданского общества и государства | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.15. | Методы эмпирических исследований в политической социологии | Лекции | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.16. | Методы эмпирических исследований в политической социологии | Практические | 7 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.17. | Методы эмпирических исследований в политической социологии | Сам. работа | 7 | 5 | ПК-1 | Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Теоретические вопросы 1. Научный статус, объект и предмет социологии политики. 2. Основные парадигмы социологического исследования политики. 3. Социологическая концепция политики в трудах К.Маркса и Ф. Энгельса. 4. Социология политики М.Вебера. М. Вебер о политике как призвании и профессии. 5. Г.Моска и В. Парето - основатели социологической теории элит. 6. П.А. Сорокин о политической стратификации и политической мобильности. 7. Социология бюрократии. 8. Политическое сознание: сущность, состав, функции 9. Субъекты политики 10. Политическая социализация: характеристика основных этапов. 11. Образы власти и политиков в представлениях россиян. 12. Проблемы измерения и интерпретации оценок качеств лидеров в массовом сознании. 13. Современная этнополитическая ситуация в России. 14. Социальные основы политического конфликта. 15. Понятие политического капитала и его значение для социологических исследований. 16. Понятие национальной идеи в социологии политики. 17. Патриотизм как идеология и государственная практика. 18. Социальное взаимодействие экономической и политической сфер общества. 19. Система отношений гражданского общества и государства. 20. Проблемы формирования социального государства в России. 21. Политические партии и общественные движения: социальная и электоральная база. 22. Социальные механизмы политического поведения и участия граждан в политике. 23. Социальное взаимодействие политики и духовной сферы общества. 24. Определение политической системы. Основные подсистемы политической системы современного общества. 25. Политическая культура как предмет социологического анализа. 26. Подходы зарубежных и российских социологов к исследованию политической культуры. 27. Основные типы государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация). 28. Роль института выборов в политической жизни России. Электоральная социология как развивающееся направление эмпирических исследований. 29. Социология выборов. Технология проведения избирательной кампании в органы власти. 30. Политическое прогнозирование в политической социологии. Практические задания 1. Подготовка схемы государственное устройство Российской Федерации 2. Составление списка понятий, входящих в содержательное ядро либеральной идеологии 3. Составление перечня основных обобщенных свойств субъекта политики |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов: 1. Личностный фактор в осуществлении политических реформ в России. 2. Образ власти в России: желания и реальность. 3. Общественные движения как форма «мобилизационного участия». 4. Административный ресурс в предвыборной борьбе партий и кандидатов в президенты РФ (на примере Алтайского региона). 5. Идеал президента в массовом сознании: степень сходства и расхождения с имиджем реальных претендентов на президентскую должность. 6. Проблемы справедливости в агитационной риторике политических партий в периоды проведения избирательной кампании. 7. Есть ли собственная идеология у «партии власти»? 8. Оппозиция в Государственной Думе РФ и в Законодательном собрании Алтайского края: потенциал и реальные действия. 9. Проблемы взаимодействия исполнительной (администрации края) и законодательной (Законодательное собрание) власти на Алтае. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Елисеев, С. М. | Политическая социология : учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/9DF863D8-B894-4B5A-BAD9-EB247FE978A0 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Гаджиев, К. С. | Политическая философия и социология : учебник для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 | www.biblio-online.ru/book/0E1B4CCE-F2FC-4B79-8B71-DB98C553FE73 |
Л2.2 | Гаджиев, К. С. | Политическая социология : учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/5A111A0F-9BBE-49A4-B2FB-967BB9067F9B |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.polisportal.ru | |||
Э2 | http://www.politcom.ru/ | |||
Э3 | http://www.vibori.ru | |||
Э4 | http://elibrary.ru | |||
Э5 | http://www.cikrf.ru/ | |||
Э6 | http://ppq.sagepub.com/ | |||
Э7 | Курс в Moodle «Политическая социология» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме. Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине. Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов. Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |