МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания правовых дисциплин

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_ТПА-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 42
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 24 24 24 24
в том числе инт. 16 16 16 16
Сам. работа 42 42 42 42
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Насыров Р.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания правовых дисциплин

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 14 декабря 2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель специального курса «Методика преподавания права» состоит в освоении магистрантами теоретических и практических основ преподавания юридических дисциплин.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
ПК-12 способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне
ПК-13 способностью управлять самостоятельной работой обучающихся
ПК-14 способностью организовывать и проводить педагогические исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-1:основы профессионального правосознания
ОК-2: основы этики юриста
ПК-12: основы дидактики правовых дисциплин на высоком теоретическом и методичеком уровне;
ПК-13: способы и приемы управления самостоятельной работы обучающихся;
ПК-14: методы организации и проведения педагогических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-1:раскрыть основы профессионального правосознания
ОК-2: раскрыть основы этики юриста
ПК-12: использовать основы дидактики правовых дисциплин на высоком теоретическом и методичеком уровне;
ПК-13: применять способы и приемы управления самостоятельной работы обучающихся;
ПК-14: использовать методы организации и проведения педагогических исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-1:реализации основ профессионального правосознания
ОК-2: реализации основ этики юриста
ПК-12: дидактики правовых дисциплин на высоком теоретическом и методичеком уровне;
ПК-13: управления самостоятельной работы обучающихся;
ПК-14: организации и проведения педагогических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методика преподавания правовых дисциплин
1.1. Введение Практические 3 2 ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.3, Л3.1
1.2. Введение Сам. работа 3 4 ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.2, Л3.3
1.3. Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания Лекции 3 2 ПК-14 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.3
1.4. Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания Практические 3 2 ПК-14 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.3, Л3.1
1.5. Лекции 3 0 ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л1.1, Л3.3, Л3.1
1.6. Своеобразие юриспруденции как предмета преподавания Сам. работа 3 6 ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.3
1.7. Понятие и виды форм преподавания правоведения Практические 3 2 ПК-12 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.3
1.8. Понятие и виды форм преподавания правоведения Сам. работа 3 6 ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.2, Л3.3
1.9. Специфика правоведения как прикладной дисциплины Лекции 3 2 ПК-14 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.3
1.10. Специфика правоведения как прикладной дисциплины Практические 3 4 ПК-12 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.3, Л3.1
1.11. Специфика правоведения как прикладной дисциплины Сам. работа 3 10 ПК-13 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.3
1.12. Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий Практические 3 6 ПК-12, ПК-14 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.2, Л3.3
1.13. Методика подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий Сам. работа 3 6 ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.3
1.14. Игровые формы преподавания правовых дисциплин Практические 3 8 ПК-12, ПК-13 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.3
1.15. Игровые формы преподавания правовых дисциплин Сам. работа 3 10 ПК-12, ПК-14 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л3.2, Л3.3
1.16. Игровые формы преподавания правовых дисциплин Лабораторные 3 2 ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л3.3, Л3.1
Раздел 2. экзамен
2.1. экзамекн Экзамен 3 36 ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л2.2, Л1.1, Л3.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
История зарождения и развития юридического образования за рубежом и в России.
Современное состояние отечественного юридического образования.
Юриспруденция в системе гуманитарного образования.
Вопрос о соотношении юридической науки и иных гуманитарных наук.
Комплексность в изучении общетеоретических и отраслевых юридических дисциплин.
Значение меж- и внутрипредметных связей.
Общее понятие методики преподавания.
Виды, формы и способы преподавания правоведения.
Достоинства и недостатки традиционных и инновационных форм преподавания.
Достоинства и перспективы интегративной формы преподавания правоведения.
Практическая направленность юридического образования.
Использование официальных актов в изучении права.
Соотношение догматического (теоретического) и практического (наглядного) материала в процессе преподавания правоведения.
Лекция – главное звено дидактического цикла обучения.
Функции лекций.
Классификация лекций по целям и формам. Достоинства лекции-диалога.
Семинарские и практические занятия.
Виды семинаров.
Структура практических занятий.
Критерии оценки лекций и семинаров.
Роль примеров юридической практики и деловых игр (решение казусов (задач), правовой спор, судебный процесс, регистрация, оформление документов и т.д.) в процессе изучения права.
Методика составления тестов по правоведению и проведения олимпиад по праву.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
История зарождения и развития юридического образования за рубежом и в России.
Современное состояние отечественного юридического образования.
Юриспруденция в системе гуманитарного образования.
Вопрос о соотношении юридической науки и иных гуманитарных наук.
Комплексность в изучении общетеоретических и отраслевых юридических дисциплин.
Значение меж- и внутрипредметных связей.
Общее понятие методики преподавания.
Виды, формы и способы преподавания правоведения.
Достоинства и недостатки традиционных и инновационных форм преподавания.
Достоинства и перспективы интегративной формы преподавания правоведения.
Практическая направленность юридического образования.
Использование официальных актов в изучении права.
Соотношение догматического (теоретического) и практического (наглядного) материала в процессе преподавания правоведения.
Лекция – главное звено дидактического цикла обучения.
Функции лекций.
Классификация лекций по целям и формам. Достоинства лекции-диалога.
Семинарские и практические занятия.
Виды семинаров.
Структура практических занятий.
Критерии оценки лекций и семинаров.
Роль примеров юридической практики и деловых игр (решение казусов (задач), правовой спор, судебный процесс, регистрация, оформление документов и т.д.) в процессе изучения права.
Методика составления тестов по правоведению и проведения олимпиад по праву.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.:Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2020 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717
Л2.2 под редакцией В.Я. Кикоть, А.М. Столяренко Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел : М.: Юнити-Дана, 2020
Л2.3 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Подласый, И. П Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах. Книга 1: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/C4DC77D7-AE97-4FCC-90C9-213AF6824FC7
Л3.2 П. П. Блонский Психология и педагогика. : Избранные труды М. : Издательство Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/83FF933E-326C-49A7-B41A-8F296386A745
Л3.3 С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова ; под науч. ред. Р. С. Димухаметова Педагогика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7C39B0B0-F167-4984-9DEB-AA0922898199
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Э2 Государственная дума РФ www.duma.gov.ru www.duma.gov.ru
Э3 Президент РФ www.president.kremlin.ru www.president.kremlin.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
100С центр деловых игр – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места (модульные столы 8 шт.); телевизор LG; диван; пуфик – 2 шт., журнальный столик – 1 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса расчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.