МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гендерные исследования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Гендерные исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - овладение студентами теоретико-методологической базой исследования и оценки социальной реальности в контексте гендерного подхода, развитие критического мышления и гендерной чувствительности.

Задачи дисциплины:
-сформировать базовые представления об основных понятиях, подходах и направлениях современной гендерной теории и методологии;
-ознакомить студентов с эволюцией теоретических концепций, затрагивающих объект и предмет феминологии и гендерологии;
-продемонстрировать возможности междисциплинарного подхода в гендерных исследованиях путём пересечения знаний истории, философии, психологии, демографии, антропологии, лингвистики и других дисциплин;
-сформировать представления об основных тенденциях развития гендерных исследований;
-сформировать у студентов основы знаний по международной и национальной системе прав человека в гендерном аспекте;
-ознакомить студентов с эволюцией мировых общественных женских и мужских движений;
-раскрыть значимость использования гендерного подхода в социальной работе;
-способствовать развитию толерантного отношения и гендерной чувствительности к социальным явлениям.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5: способностью учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия
ПК-14: способностью к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценке социальных проектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые представления об основных понятиях, подходах и направлениях современной гендерной теории и методологии;
эволюцию теоретических концепций, затрагивающих объект и предмет феминологии и гендерологии;
возможности междисциплинарного подхода в гендерных исследованиях путём пересечения знаний истории, философии, психологии, демографии, антропологии, лингвистики и других дисциплин;
представления об основных тенденциях развития гендерных исследований;
основы знаний по международной и национальной системе прав человека в гендерном аспекте;
эволюцию мировых общественных женских и мужских движений;
понимание значимости использования гендерного подхода в социальной работе;
содействие выработке толерантного отношения и гендерной чувствительности к социальным явлениям.

3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и выявлять основные механизмы формирования социальных практик гендерного неравенства;
применять методы гендерных исследований для выявления, формулировки и поиска путей решения проблем в сфере социальной работы;
применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основным понятийно-категориальным аппаратом гендерных исследований,
навыками критического анализа процессов социального конструирования гендера, взаимодействия гендерной политики и социальной работы на глобальном, национальном и региональном уровнях;
эффективными способами организационно-управленческой деятельности с позиций гендерного подхода;
различными навыками социального проектирования;
эффективными способами социально-проектной деятельности в контексте гендерного подхода.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Гендерные исследования
1.1. Теоретические основы гендерных исследований Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Гендерный подход Практические 5 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Теоретические основы гендерных исследований Сам. работа 5 18 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.4. Маскулинность и фемининность Практические 5 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.5. Маскулинность и фемининность. Женские движения. Сам. работа 5 18 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.6. Гендерно-чувствительная политика Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.7. Гендерный подход в социальной работе Сам. работа 5 18 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.8. Гендерная система в советской и постсоветской России Лекции 5 2 ОПК-5 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.9. Гендерные стереотипы и гендерные ролди. Практические 5 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.10. Женская проблема в философском контексте Практические 5 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.11. Этапы формирования и развития феминизма в России и за рубежом Практические 5 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.12. Социальное конструирование гендера Сам. работа 5 17 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.13. Кризис маскулининность. Мужские движения. Практические 5 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.14. Гендерная система в советской и постсоветской России Сам. работа 5 15 ОПК-5 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.15. Насилие как механизм гендерного угнетия Практические 5 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Гендерная психология.
2.Психология пола
3.Проблема пола в истории западной и российской философской мысли.
4.Теория конфликта в гендерных отношениях.
5.Гендерная статистика
6.Маскулинность и феминность: понятие и основные парадигмы.
7.Российское женское общественное движение.
8.Французская революция и «Декларация прав женщины и гражданки» Олимпии де Гуж.
9.Теория социального конструирования гендера
10.Гендерные роли и стереотипы
11.Проблемы женской эмансипации в историческом аспекте
12.Понятие пола как биосоциального феномена.
13. Государственная политика в отношении женщин.
14. Женщины- политики.
15. Основные направления рассмотрения понятия "гендер".
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.В чем состоит общее и специфичное между гендерологией и феминологией?
2.Какой из представленных подходов к определению понятия "гендер" является верным? (Обоснуйте свой выбор).
а) социально-демографическая категория;
б) социальная конструкция;
в) субъективность;
г) идеологический конструкт;
д) сеть;
е) технология;
ж) культурная метафора.
3.Результаты исследований в каких областях знаний послужили предпосылкой возникновения гендерной теории? Выберите правильный вариант (варианты):
а) история;
б) антропология;
в) психология;
г) лингвистика;
д) социология;
е) биология.
4.В чем состоят принципиальные отличия подходов к гендерным ролям в обществе в следующих теориях: теория функционализма; теория конфликта; марксистская теория; неомарксистские теории.
5.Раскройте смысл понятий: пол, гендер.
6.Дайте понятие половой идентичности.
7.Раскройте основные компоненты половой идентичности.
8.Назовите периоды становления гендерной идентичности.
9.Какое из направлений феминистской мысли послужило прототипом для негативного стереотипного отношения к "феминизму"?
10.В чем состоит принципиальное различие либерального и радикального направления?
11.Антирасистский феминизм - это:
а) одно из направлений антирасистского афро-американского движения;
б) феминистское направление, настаивающее на включение в анализ опыта черных, коренного населения, этнических групп;
в) феминистское направление, настаивающее на включение антирасистских идей в программу действий.
12.Дайте определение следующих понятий:
а) гендерная социализация;
б) биологический пол;
в) гендерная идентичность;
г) гендерные роли;
д) гендерные идеалы;
е) гендерная система;
ж) гендерный контракт.
13.Обоснуйте преимущества одной из теорий гендерной идентификации:
а) психоаналитическая теория;
б) когнитивная теория развития;
в) теория социального обучения.
14.Назовите основных агентов гендерной социализации.
15.В чем состоит специфика роли личности в процессе социализации в гендерной теории?
16.В чем состоит общность социального контекста возникновения женского движения во Франции, Америке, Англии и России. Докажите свою точку зрения.
17.Феминистки какой страны получили название "суфражеток"? В чем заключалась особенность их методов действий?
18.Можно ли назвать женское движение России начала ХХ столетия феминистским? Обоснуйте свой ответ.
19.Каковы цели современных женских организаций России?
20.Приведите примеры известных Вам женских организаций России?
21.Существует ли в современной России женское движение? Обоснуйте свою точку зрения.
22.В чем состоит принципиальная значимость "Конвенции о ликвидации всех форм дискрдискриминации в отношении женщин"?
23.Что понимается под понятиями "позитивной" и "негативной" дискрдискриминации?
24.Опишите гендерные особенности безработицы.
25.Выделите сходства и различия мужской и женской занятости.
26.Назовите формы дискриминации женщин в сфере занятости.
27.Назовите формы дискриминации женщин в политике.
28.Назовите формы дискриминации женщин в сфере домашнего труда.
29.Существует ли необходимость участия женщин в управлении государством? Обоснуйте свою точку зрения.
30.Является ли половая принадлежность гарантией действий в защиту и поддержку представителей того же пола? В равной ли мере это распространяется на представителей мужского и женского пола?
31.Является ли квота в органах власти по признаку пола дискриминационной мерой?
32.Какое из приведенных ниже определений является горизонтальной сегрегацией, а какое - вертикальной сегрегацией:
а) неравное распределение мужчин и женщин по отраслям и профессиям;
б) низкая доступность для женщин престижных профессий и должностей, связанных с ответственностью и принятием решений.
33.В каких случаях можно констатировать факт "неравной оплаты за равный труд"?
34.Каковы основные идеи социальной политики советского государства в сфере труда?
35.В чем состоит отличие методологии определения статуса "безработный" в системе МОТ и в системе Служб занятости?
36.Соответствует ли положение женщин в сфере занятости принятым Россией международным обязательствам?
37.С каким из представленных ниже тезисов Вы согласны и почему? Можете предложить свои варианты.
а) вытеснение женщин в сферу домашнего труда является следствием присвоения мужчинами основных средств производства;
б) предоставление женщине возможности заботиться о доме и детях, призвано оградить ее от несправедливого и жестокого внешнего мира;
в) разделение труда по признаку пола связано с естественным предназначением женщины к воспроизводству и заботе;
г) разделение труда по признаку пола связано с исторически и культурно закреплённым сексуальным контролем мужчины над женщиной.
38.Объясните, в чем состоит ошибка представленных ниже обыденных стереотипов.
а) домохозяйка - угнетенное и эксплуатируемое существо, а домашняя работа - отупляющая, неприятная деятельность, ничего не дающая для саморазвития;
б) домашняя работа дает массу возможностей для творчества, оставляет много свободного времени, доставляет женщине радость и благодарность домочадцев.
39.Перечислите основные характеристики женщин-домохозяек в постсоветской России.
40.Назовите основные типы гендерных контрактов в России: советский и постсоветский варианты.
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ключко О.И. Гендерная психология и педагогика: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 Заменить ссылку на: https://biblio-online.ru/book/711A80CA-3E33-4F12-B3B1-DB8587A778A6
Л1.2 Кранзеева, Е.А Гендерная социология:: опорный текст лекций для студентов - бакалавров социологии Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=232677
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под общ. ред. М. Перро, Ж. Дюби ; под ред. Ф. Тебо ; нучн. ред. пер. Н.Л. Пушкарева. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 4. Становление культурной идентичности в XX столетии: Санкт-Петербург : Алетейя, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363243
Л2.2 Зуйкова, Е.М. Феминология и гендерная политика: учебник Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450795
Л2.3 научн. ред. и сост. А.В. Кирилина Гендер и язык: Москва : Языки славянских культур, 2005 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472963
Л2.4 Большакова, О.В История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. Аналитический обзор Москва : РАН ИНИОН, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=132258
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Московский центр гендерных исследований http://www.gender.ru
Э2 Харьковский центр гендерных исследований http://www.gender.univer.kharkov.ua
Э3 Центр гендерных исследований Европейского гуманитарного университета http://www1.ehu.unibel.by/
Э4 Открытая женская линия http://www.owl.ru
Э5 Каталог информационных ресурсов «Интернет?женщинам!» http://www.iw.owl.ru
Э6 Сеть женщин Востока и Запада http://www.neww.org
Э7 Женская информационная сеть http://www.womnet.ru
Э8 Рубрика сайта Агентства социальной информации http://www.asi.org.ru/issues/gender.htm
Э9 Курс в Moodle "Гендерные исследования" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=610
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.