МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы экономического планирования и прогнозирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИвУФ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., профессор, Бутакова Марина Михайловна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Методы экономического планирования и прогнозирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.10.2014г. №1404)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика: Прикладная информатика в управлении финансами
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получить теоретические знания и навыки разработки экономических прогнозов и планов, достаточные для самостоятельной работы и организации деятельности в коллективе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью формализовывать задачи прикладной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных оценок
ПК-3 способностью ставить и решать прикладные задачи в условиях неопределенности и определять методы и средства их эффективного решения
ПК-8 способностью анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- формализованные методы экономического прогнозирования
- экспертные методы экономического прогнозирования
- методы планирования
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать прогноз динамики экономических процессов
- применять методы корреляционно-регрессионного анализа для разработки экономических пронозов
- разрабатывать прогноз экспертными методами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками экономического прогнозирования: выбора методов, разработки прогноза, верификации прогноза

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономическое прогнозирование и планирование в системе управления экономическими объектами и процессами
1.1. Теоретические основы экономического предвидения Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Технологическая схема разработки прогноза Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Теоретические основы экономического предвидения Сам. работа 3 14 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Формализованные методы экономического прогнозирования
2.1. Общая характеристика формализованных методов экономического прогнозирования Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Методы прогнозирования динамики экономических процессов Лабораторные 3 4 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Методы прогнозирования динамики экономических процессов с учетом сезонных колебаний Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Построение и применение в прогнозировании и планировании моделей линейной регрессии Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Построение и применение лаговых регрессионных моделей Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Формализованные методы экономического прогнозирования Сам. работа 3 16 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Интуитивные методы экономического прогнозирования
3.1. Общая характеристика интуитивных методов и возможностей их применения в нестабильной экономической среде Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Формирование экспертной группы. Оценка компетентности экспертов Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Методы прогнозирования на основе коллективных экспертных оценок Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Интуитивные методы прогнозирования Сам. работа 3 16 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Методы предпрогнозных исследований
4.1. Морфологический анализ как метод формирования стратегических альтернатив Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Прогнозные сценарии Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Методы предпрогнозных исследований Сам. работа 3 20 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Методы планирования национальной и региональной экономики
5.1. Балансовый метод планирования Лабораторные 3 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.2. Методы программно-целевого и стратегического планирования Лабораторные 3 1 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.3. Современные тенденции развития теории и методов экономического прогнозирования и планирования Лекции 3 2 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
5.4. Методы планирования национальной и региональной экономики Сам. работа 3 12 ПК-2, ПК-3, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бутакова М.М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: основная литература КНОРУС, 2008 RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.054.3/Б 93-255054
Л1.2 Степочкина Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: основная литература Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ларькина, Е.В. , Рябченко Н.В. Анализ временных рядов и прогнозирование по данным таможенной статистики: дополнительная литература СПб. : Троицкий мост, 2016 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447258
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Методы экономического прогнозирования и планирования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
для выполнения лабораторных работ используется редактор Excel

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайты, предназначенные для преодоления информационного неравенства центров и регионов, содействия преподавательской деятельности и профессиональному общению:
 www.auditorium.ru
 www.opec.ru
 www.econweb.ru
Сайты научно-исследовательских организаций, содержащие информационно-аналитические базы по экономической тематике:
2.1. Сайты Международных организаций:
 www.worldbank.org (Мировой Банк)
 www.mckinsey.com (McKinsey)
 www.pwcglobal.com (Pricewaterhouse)
2.2. Сайты научно-исследовательских институтов в области экономики:
 www.iet.ru (ИЭПП -Институт экономических проблем переходного периода)
 www.cemi.rssi.ru (ЦЭМИ - Центральный экономико-математический институт)
 www.hse.ru (Институт макроэкономических исследований и прогнозирования ГУ ВШЭ)
Сайты, содержащие информацию о деятельности какого-либо исследовательского центра
 www.dcenter.ru (Центр Развития)
 www.beafnd.org (Бюро экономического анализа)
 www.exin.ru (Экспертный институт)
 www.eeg.ru (Экономическая Экспертная Группа)
Сайты, содержащие каталогизированную базу по определенным темам, являющиеся электронными библиотеками:
 4.1. сайты официальных правительственных структур
 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
 www.economy.gov.ru (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли)
 www.gks.ru(сайт Госкомстата)
 4.2. сайты-библиотеки
 www.libertarium.ru (Институт Свободы)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
413К учебный кабинет управления информационной безопасностью - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 6 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: марка Ramec - 2 единицы; компьютер Celeron 1700/ Ram 256 MbD/LCD - панель BenQ 17" - 1 ед.; компьютер CTR Office Celeron 2533 MHz/18,5" LCD Acer X 193HQGB - 1 ед.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины студент должен зарегистрироваться на образовательном портале, где размешен соответствующий курс, тексты лекций, заадния для лабораторных работ, исходные данные дя их выполнения, темы рефератов и итоговые вопросы. Использование образовательного портала позволит организовать наиболее эффективную самостоятельную работу студентов.
Задание промежуточного контроля включает ответ на вопросы из списка и презентацию результатов самостоятельно сделанных прогнозов для реального рынка (один - экспертными методами, один – формализованными)