МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационные формы социальной работы с семьей
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Инновационные формы социальной работы с семьей

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - овладение студентами теоретическими знаниями и практическими умениями внедрения таких инновационных технологий социальной работы с семьей как сетевая терапия и интенсивная семейная терапия на дому.

Задачи дисциплины:
-сформировать базовые представления об основных понятиях, подходах инновационных технологий социальной работы с семьей;
-ознакомить студентов с эволюцией подходов к социальной работе с семьей;
-раскрыть значимость использования инновационных технологий в социальной работе с семьей;
-сформировать представления о базовых принципах и ценностях, лежащих в основе инновационных технологий социальной работы с семьей;
-продемонстрировать возможности внедрения инновационных технологий сетевая терапия, интенсивная семейная терапия на дому в практику социальной работы;
-способствовать применению студентами теоретических знаний на практике, а так же развитию способности к критической оценке собственных знаний и умений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые представления об основных понятиях, подходах инновационных технологий социальной работы с семьей;
эволюцию подходов к социальной работе с семьей;
осознавать значимость использования инновационных технологий в социальной работе с семьей;
представления о базовых принципах и ценностях, лежащих в основе инновационных технологий социальной работы с семьей;
представления о возможностях внедрения инновационных технологий: работа с сетью социальных контактов и активная поддержка родительства в практике социальной работы.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать достоинства и недостатки форм, методов и технологий социальной работы с семьей в рамках инновационной и традиционной деятельности;
подвергать анализу ценностные отношения в работе с семьей;
применять методы инновационных технологий: сетевой терапии и активной поддержки родительства для выявления, формулировки и поиска путей решения проблем клиента;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения комплексных и индивидуальных социальных проектов информацию, организовывать и преобразовывать ее;
применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками критического анализа инновационной и традиционной деятельности в социальной работе;
эффективными способами внедрения сетевой терапии и технологии активной поддержки родительства в практику социальной работы с семьей;
различными навыками социального проектирования
эффективными способами социально-проектной деятельности в контексте инновационных технологий социальной работы с семьей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сетевая терапия.
1.1. Теоретические аспекты сети социальных контактов Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Теоретические основы работы с сетью социальных контактов Сам. работа 4 13 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.3. Теоретические аспекты сети социальных контактов Практические 4 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.4. Работа с кейсами: сетевая диагностика Практические 4 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
1.5. Методика и этапы проведения сетевых встреч Сам. работа 4 14 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Интенсивная семейная терапия на дому
2.6. Основные направления семейной терапии Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.7. Основы становления и развития семейной терапии Сам. работа 4 16 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.8. Интенсивная семейная терапия на дому Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
2.9. Интенсивная семейная терапия на дому Сам. работа 4 16 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Технология активной поддержки родительства
3.10. Теоретические основы активной поддержки родительства. Лекции 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.11. Теоретические основы активной поддержки родительства. Сам. работа 4 12 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.12. Психосоциальная помощь семье в период ожидания рождения ребенка Сам. работа 4 16 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4
3.13. Психосоциальное сопровождение родительства Практические 4 2 ПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Основные подходы к определению «сеть социальных контактов»
2.Организация сетевых встреч, мотивация и мобилизации участников. Процесс сетевых встреч, спираль развития встречи.
3.Другие виды сетевых встреч (семейный совет, встреча-диалог, группа поддержки и т.д.
4.Рефлексия в сетевом процессе.
5.Сетевая карта: условные обозначения, сектора, дистанции и социальные связи.
6.Типы сетевых карт: историческая, географическая, биографическая, гипотетическая, карта желаемого.
7.Команда сетевых специалистов.
8.История становления семейной терапии. Основные школы и направления семейной терапии
9.Цели семейной терапии. Состав участников и длительность семейной терапии.
10.Интенсивная семейная терапия. Фазы интенсивной семейной терапии.
11.Внутренняя картина семья, семейные сценарии.
12.Методы коррекции семейных отношений.
13.Семейные постулаты. Семейный симптом.
14.Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье.
15.Консультирование: цели, задачи, виды, принципы.
16.Супружеское и семейное консультирование: цели, виды, процедура проведения.
17.Терапевтическое консультирование: особенности, цели, отличия от диагностического консультирования.
18.Роль консультанта, его функции, стили поведения в процессе консультирования клиента.
19.Основные подходы к анализу понятия "родительство". Цели и задачи активной поддержки родительства.
20.Феноменологический подход к понятию "родительство".
21.Факторы, определяющие формирование родительства.
22.Интегративные составляющие феномена «родительство».
23.Соотношение понятий «родитель», «родительство», «отцовство», «материнство».
24.Культурно-исторические аспекты родительства в России.
25.Психологическая готовность к материнству.
26.Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка.
27.Перинатальное воспитание. Перинатальные матрицы.
28.Формы и методы психосоциальной работы с семьей, ожидающей рождение ребенка.
29.Основные подходы к отцовству как к социальному феномену.
30.Отцовство в исторической ретроспективе.
31.Формы и методы работы с подростками и молодежью по формированию ответственного отношения к родительству: тематические дискуссии, тренинги.
32.Программы и проекты по формированию ответственного отношения к родительству у подростков и молодежи
33.Реабилитационный досуг для семей с детьми.
34.Формы и методы работы с отцами: группы само- и взаимопомощи, клуб для пап, тренинги, семинары-интенсивы.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Творческое задание для студентов:
1.Составить свою собственную сетевую карту с расшифровкой основных обозначении.
2. Подготовить и выступить с докладом о программах поддержки ответственного родительства, материнства и отцовства в России и Алтайском крае.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Куфтяк, Е.В. Основы психологической работы с семьей : учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа,, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439458
Л1.2 Могилевская, Е.В. Перинатальная психология. Психология материнства и родительства: учебник Ростов : Издательство Южного федерального университета, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241135
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тюрина, Э.И. Технологии социокультурной работы с семьей: учеьное пособие Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=277350
Л2.2 Кохановская, Л.С. Семьеведение: семья в разводе и социальная работа с ней: учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439206
Л2.3 ред. Д. Циантис ; пер. В.И. Белопольский Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками: Москва : Когито-Центр, 2006 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56490
Л2.4 Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452836
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Все о детях и семье». www.7ef.ru/pub
Э2 Сайт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения www.sirotstvo.ru
Э3 Сайт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. www.fond-detyam.ru
Э4 Сайт Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) www.unicef.ru
Э5 Сайт "Я-родитель" http://www.ya-roditel.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.