МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и методология юридической науки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильГражданское право, семейное право, международное частное право
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_04_01_ГП,СП,МЧП-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 22 22 22 22
в том числе инт. 18 18 18 18
Сам. работа 46 46 46 46
Часы на контроль 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н, доцент, Насыров Р.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
История и методология юридической науки

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 030900 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР", утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 15.06.2019 протокол № 8.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой Васильев А.А, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – изучение истории зарубежной и отечественной юридической науки в непосредственной связи с эволюций методологии юридических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
ПК-1 способностью разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-2 способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-3 готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
ПК-4 способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
ПК-5 способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПК-7 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
ПК-8 способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности
ПК-9 способностью принимать оптимальные управленческие решения
ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
ПК-11 способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права
ПК-12 способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне
ПК-13 способностью управлять самостоятельной работой обучающихся
ПК-14 способностью организовывать и проводить педагогические исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-5: компетенции использования приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении
ПК-1:основы методики разработки нормативных правовых актов
ПК-2:основы применения нормативнх правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализациинорм материального и процессуального права в профессиональной деятельности
Пк-3: требования к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества;
ПК-4:способы и приемы выявления, пресекания, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений;
ПК-5:меры по предупреждению правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующие их совершению;
ПК-7: способы толкования нормавтивные правовые акты;
ПК-8: основы юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе с целью выявления в них положений, способствующих созданию условий для выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
ПК-9: критериии оптимальности управленческих решений;
ПК-10: основы анализа и реализации управленческих инноваций в профессиональной деятельности;
ПК-11: методологию научных исследований в области права;
ПК-12: основы преподавания правых дисциплин на выском теоретическом и методическом уровне;
ПК-13: приемы и способы управления самостоятельной работой обучающихся;
ПК-14: основы организации и проведения педагогического исследования.
3.2.Уметь:
3.2.1. ОК-5: использовать приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении;
ПК-1:использовать методику разработки нормативных правовых актов
ПК-2:примененять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализациинорм материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
Пк-3: реализовывать требования к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества;
ПК-4:использовать способы и приемы выявления, пресекания, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений;
ПК-5: реализовывать меры по предупреждению правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующие их совершению;
ПК-7: испоьзовать способы толкования нормавтивные правовые акты;
ПК-8: проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, в том числе с целью выявления в них положений, способствующих созданию условий для выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
ПК-9: учитывать критериии оптимальности управленческих решений;
ПК-10: анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности;
ПК-11: использовать методологию научных исследований в области права;
ПК-12: преподавать правые дисциплины на выском теоретическом и методическом уровне;
ПК-13: использовать приемы и способы управления самостоятельной работой обучающихся;
ПК-14: организовывать и проведить педагогические исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. ОК-5: использовать приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении;
ПК-1:использовать методику разработки нормативных правовых актов
ПК-2:примененять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализациинорм материального и процессуального права в профессиональной деятельности;
Пк-3: реализовывать требования к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества;
ПК-4:использовать способы и приемы выявления, пресекания, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений;
ПК-5: реализовывать меры по предупреждению правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующие их совершению;
ПК-7: испоьзовать способы толкования нормавтивные правовые акты;
ПК-8: проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, в том числе с целью выявления в них положений, способствующих созданию условий для выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
ПК-9: учитывать критериии оптимальности управленческих решений;
ПК-10: анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности;
ПК-11: использовать методологию научных исследований в области права;
ПК-12: преподавать правые дисциплины на выском теоретическом и методическом уровне;
ПК-13: использовать приемы и способы управления самостоятельной работой обучающихся;
ПК-14: организовывать и проведить педагогические исследования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История и методология юридической науки
1.1. Понятие юридической науки и её методология. Традиционные представления о праве. История римской юриспруденции. Рецепция римского права. Новоевропейское право и возникновение современной юридической науки. История российской юридической науки Лекции 2 4 ОК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Понятие юридической науки и её методология Практические 2 4 ПК-1, ПК-13 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Понятие юридической науки и её методология Сам. работа 2 2 ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Традиционные представления о праве Практические 2 4 ПК-3, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Традиционные представления о праве Сам. работа 2 6 ПК-4, ПК-11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. История римской юриспруденции. Рецепция римского права. Практические 2 4 ПК-5, ПК-13 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.7. История римской юриспруденции. Рецепция римского права. Сам. работа 2 7 ПК-7, ПК-13 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Новоевропейское право и возникновение современной юридической науки Практические 2 4 ПК-8, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Новоевропейское право и возникновение современной юридической науки Сам. работа 2 13 ПК-9, ПК-13 Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2
1.10. История российской юридической науки Практические 2 6 ОК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-10, ПК-13 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.11. История российской юридической науки Сам. работа 2 18 ПК-11, ПК-12 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2
Раздел 2. Экзамен
2.1. Экзамен Экзамен 2 36 ОК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Формы познания. Значение и пределы рационального познания.
Определение науки.
Виды наук. Своеобразие общественных (гуманитарных) наук.
Юриспруденция как наука.
Понятие метода и методологии. Особенности социогуманитарного познания.
Достижения и пределы классической методологии. Принципы и методы классической науки.
Причины зарождения неклассической и постнеклассической методологии. Ее значение для юридической науки.
Истории зарождения права как особого регулятора общественных отношений, представлений о нем.
Способы институционализации права – нормативный и организационный.
Особенности традиционных представлений о праве.
Проблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регулятора) и развитой юридической науки. Принцип цивилизационного плюрализма в праве.
Особенности представлений о праве в китайской правовой культуре.
Особенности представлений о праве в индусской правовой культуре.
Особенности представлений о праве в мусульманской правовой культуре.
Опыт соединения модернизации и традиционной ценностно-нормативной системы в японской правовой культуре.
Исторические условия возникновения и общая характеристика римской юриспруденции. Периодизация истории римской юриспруденции
Общая характеристика римской юриспруденции и её стиля - «Наука или искусство?»
Понятие рецепции права. Причины и условия рецепции римского права.
Римское право в Англии. Своеобразие английской правовой традиции.
Исторические условия возникновения и развития новоевропейской правовой культуры и юридической науки.
Достижения естествознания и формулировка основных принципов классической методологии.
Отражение методологии естествознания в трактовке человека, общества, права.
Проблема универсальности западной правовой традиции – концепция Дж.Г. Бермана.
Соотношение права и государства в западной правовой культуре – концепция дисциплинарной власти М.Фуко.
Три этапа эволюции западной юридической науки: идеологический, позитивистский, критический.
Исторический контекст возникновения новоевропейской концепции естественных прав человека (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье и др.).
Отражение принципов естественного права в законодательных текстах.
Принципы и методология исторической школы права.
Позитивистская концепция права (Дж.Остин, К.Бергом и др.) Достоинства, достижения и недостатки юридического позитивизма.
Нормативистская концепция права в ХХ в. ( Г.Кельзен).
Возникновение социологического направления в юриспруденции и критика юридического позитивизма (Л.Гумплович, Р.Йеринг и др.)
Отдельные направления социологической юриспруденции в ХХ в. (Е. Эрлих, Р.Паунд и др.). Теория возрожденного естественного права.
Нетрадиционные подходы к трактовке права – юридическая герменевтика, феноменологическая, психологическая, экзистенциалистская и иные теории права.
Исторические условия возникновения, особенности и сквозные проблемы русской правовой науки.
Цивилизационный облик России и её ценностно-нормативная парадигма бытия и развития.
Причины отсутствия собственной (автохтонной) российской правовой науки.
Достижения, недостатки и пределы методологической установки заимствования западноевропейского правового опыта.
Периодизация истории российской юридической науки.
Древнерусская правовая культура. Содержания концепта «Правда» в русском мировоззрении. Рецепция византийского права – Кормчая книга.
Общая характеристика содержания и методики составления основных памятников русского права, и их оценка.
Реформы Петра 1 и возникновения российской юридической науки. Метод компиляции. Общая характеристика и оценка трудов первых российских юристов – С.Е.Десницкий, В.Т. Золотникий, А.П. Куницын и др.
Историческая школа прав в России – К.А.Неволин.
Соответствие основных направлений российской правовой науки школам западноевропейской юриспруденции: юридический позитивизм.
Совещание по вопросам науки сов-го гос-ва и права 1938 г. и определение права А.Я.Вышинского. Идеологизированность юриспруденции.
Возобновление дискуссии о сущности права, его системе и т.п. в 50-60 х гг. Нормативизм и «широкая» трактовка права.
Идеолгизированность правовых исследований и правотворческой практики в годы перестройки и в 90-х годах. Сохранение в рамках новой идеологии компилятивной методологической установки.
Современное состояние российской юридической науки и перспективы её развития
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Проблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регулятора) и развитой юридической науки. Принцип цивилизационного плюрализма в праве.
Особенности представлений о праве в китайской правовой культуре.
Особенности представлений о праве в индусской правовой культуре.
Особенности представлений о праве в мусульманской правовой культуре.
Опыт соединения модернизации и традиционной ценностно-нормативной системы в японской правовой культуре.
Исторические условия возникновения и общая характеристика римской юриспруденции. Периодизация истории римской юриспруденции
Общая характеристика римской юриспруденции и её стиля - «Наука или искусство?»
Понятие рецепции права. Причины и условия рецепции римского права.
Римское право в Англии. Своеобразие английской правовой традиции.
Исторические условия возникновения и развития новоевропейской правовой культуры и юридической науки.
Достижения естествознания и формулировка основных принципов классической методологии.
Отражение методологии естествознания в трактовке человека, общества, права.
Проблема универсальности западной правовой традиции – концепция Дж.Г. Бермана.
Соотношение права и государства в западной правовой культуре – концепция дисциплинарной власти М.Фуко.
Три этапа эволюции западной юридической науки: идеологический, позитивистский, критический.
Исторический контекст возникновения новоевропейской концепции естественных прав человека (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье и др.).
Отражение принципов естественного права в законодательных текстах.
Принципы и методология исторической школы права.
Позитивистская концепция права (Дж.Остин, К.Бергом и др.) Достоинства, достижения и недостатки юридического позитивизма.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. И. Батыр [и др.] История государства и права зарубежных стран: учебник М.: Проспект, 2022
Л1.2 В. К. Бабаев [и др.] Теория государства и права: Учебник юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/1C77DE4F-D2B4-43C1-A235-68AAAB01B57E
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новицкий, И. Б. Римское право: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/50AEB1E1-1828-4EB7-A35E-B8387B88BDAF
Л2.2 Ивин, А. А. Философия науки в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2021 www.biblio-online.ru/book/003D4F36-1079-4170-BE72-123B1F8C4038.
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
Л3.2 Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие Юрайт, 2021 www.biblio-online.ru/book/9775C538-54FE-48E4-B4D7-9C5DCD2A4069
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем


Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)
Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru
Государственная дума РФ www.duma.gov.ru www.duma.gov.ru
Президент РФ www.president.kremlin.ru www.president.kremlin.ru
Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru www.ksrf.ru
Верховный суд РФ www.supcourt.ru www.supcourt.ru
Правительство РФ www.government.gov.ru www.government.gov.ru


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Современная российская правовая наука и соответственно система высшего юридического образования характеризуется дефицитом исторических и междисциплинарных знаний. Многие дискуссионные вопросы современной общей теории права и отраслевых правовых науках невозможно разрешить без широкого и глубокого знания истории юриспруденции. Особенно заметной становится недооценка современными правоведами развития методологии научного исследования. Использование лишь классических принципов и методов познания, которые сложились несколько веков назад и игнорирование достижений неклассической и постклассической методологии становится недопустимой. В данном курсе особое внимание уделяется истории российской правовой науки.
Важно учитывать связь этого курса с другими юридическими дисциплинами, прежде всего с теорией и историей государства и права. История юридической науки позволяет понять то, каким образом сложились современные концепции государства и права, а, следовательно, более глубоко их уяснить. Знание истории государства и права поможет обнаружить факт влияния конкретно-исторических условий на представления о государстве и праве.
В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой исторического аспекта развития правовой науки. Цель курса – изучение истории юриспруденции в непосредственной связи с эволюций методологии юридических исследований.
Требования к уровню изучения
Магистрант должен показать знание:
- основ науковедения, истории возникновения современной науки и этапы её развития, уяснить три этапы в эволюции методологии научного познания;
- истории зарождения права как особого регулятора общественных отношений, представлений о нем и особенностей традиционной правовой культуры;
- истории зарождения и эволюции римской юриспруденции, специфики стиля мышления римских юристов;
- условий, причин, периодов, методологии и результатов рецепции римского права и римской юриспруденции;
- условий и своеобразия зарождения современной западной правовой науки; проблем преемственности античной и новоевропейской правовой культур; этапы развития и современное состояние западной правовой науки;
- исторических условий зарождения российской правовой культуры и науки и её особенности; этапы развития и современное состояние российской правой науки; проблему деоидеологизации юриспруденции в России, позитивного и негативного влияния заимствования западного правового опыта на российскую правовую науку.