Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Теория и история права и государства, история правовых учений |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 40_04_01_ТИПГБ,ИПУ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
в том числе инт. | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 55 | 55 | 55 | 55 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой Васильев А.А, д.ю.н., профессор
1.1. | Цель курса – изучение истории зарубежной и отечественной юридической науки в непосредственной связи с эволюций методологии юридических исследований. |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.Б |
ОК-5 | компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом |
ПК-1 | способностью разрабатывать нормативные правовые акты |
ПК-2 | способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
ПК-3 | готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства |
ПК-4 | способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления |
ПК-5 | способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению |
ПК-7 | способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты |
ПК-8 | способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности |
ПК-9 | способностью принимать оптимальные управленческие решения |
ПК-10 | способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности |
ПК-11 | способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права |
ПК-12 | способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне |
ПК-13 | способностью управлять самостоятельной работой обучающихся |
ПК-14 | способностью организовывать и проводить педагогические исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК -4: основы и средства делового общения ОК-5: компетенции использования приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении ПК-1:основы методики разработки нормативных правовых актов ПК-2:основы применения нормативнх правовых актов в конкретных сферах юридической деятельности, реализациинорм материального и процессуального права в профессиональной деятельности Пк-3: требования к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества; ПК-4:способы и приемы выявления, пресекания, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений; ПК-5:меры по предупреждению правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующие их совершению; ПК-7: способы толкования нормавтивные правовые акты; ПК-8: основы юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе с целью выявления в них положений, способствующих созданию условий для выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; ПК-9: критериии оптимальности управленческих решений; ПК-10: основы анализа и реализации управленческих инноваций в профессиональной деятельности; ПК-11: методологию научных исследований в области права; ПК-12: основы преподавания правых дисциплин на выском теоретическом и методическом уровне; ПК-13: приемы и способы управления самостоятельной работой обучающихся; ПК-14: основы организации и проведения педагогического исследования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК -4: вести деловое общение ОК-5: использовать приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении; ПК-1:использовать методику разработки нормативных правовых актов ПК-2:примененять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализациинорм материального и процессуального права в профессиональной деятельности; Пк-3: реализовывать требования к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества; ПК-4:использовать способы и приемы выявления, пресекания, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений; ПК-5: реализовывать меры по предупреждению правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующие их совершению; ПК-7: испоьзовать способы толкования нормавтивные правовые акты; ПК-8: проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, в том числе с целью выявления в них положений, способствующих созданию условий для выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; ПК-9: учитывать критериии оптимальности управленческих решений; ПК-10: анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности; ПК-11: использовать методологию научных исследований в области права; ПК-12: преподавать правые дисциплины на выском теоретическом и методическом уровне; ПК-13: использовать приемы и способы управления самостоятельной работой обучающихся; ПК-14: организовывать и проведить педагогические исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК -4: навыками делового общения ОК-5: использовать приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении; ПК-1:использовать методику разработки нормативных правовых актов ПК-2:примененять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализациинорм материального и процессуального права в профессиональной деятельности; Пк-3: реализовывать требования к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества; ПК-4:использовать способы и приемы выявления, пресекания, раскрытия и расследования правонарушений и преступлений; ПК-5: реализовывать меры по предупреждению правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующие их совершению; ПК-7: испоьзовать способы толкования нормавтивные правовые акты; ПК-8: проводить юридическую экспертизу проектов нормативных правовых актов, в том числе с целью выявления в них положений, способствующих созданию условий для выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; ПК-9: учитывать критериии оптимальности управленческих решений; ПК-10: анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности; ПК-11: использовать методологию научных исследований в области права; ПК-12: преподавать правые дисциплины на выском теоретическом и методическом уровне; ПК-13: использовать приемы и способы управления самостоятельной работой обучающихся; ПК-14: организовывать и проведить педагогические исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История и методология юридической науки | ||||||
1.1. | Понятие юридической науки и её методология | Практические | 2 | 2 | ПК-1, ПК-13 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Понятие юридической науки и её методология | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Традиционные представления о праве | Практические | 2 | 4 | ПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Традиционные представления о праве | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | История римской юриспруденции. Рецепция римского права. | Практические | 2 | 4 | ПК-13 | Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2 |
1.6. | История римской юриспруденции. Рецепция римского права. | Сам. работа | 2 | 7 | ПК-13 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Новоевропейское право и возникновение современной юридической науки | Практические | 2 | 6 | ПК-14 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Новоевропейское право и возникновение современной юридической науки | Сам. работа | 2 | 13 | ПК-13 | Л1.1, Л2.1, Л3.2, Л2.2 |
1.9. | История российской юридической науки | Практические | 2 | 6 | ОК-5, ПК-1, ПК-13 | Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2 |
1.10. | История российской юридической науки | Сам. работа | 2 | 27 | ПК-11, ПК-12 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.2, Л2.2 |
1.11. | Понятие юридической науки и её методология. Традиционные представления о праве. История римской юриспруденции. Рецепция римского права. Новоевропейское право и возникновение современной юридической науки. История российской юридической науки | Лекции | 2 | 4 | ОК-5, ПК-1, ПК-11 | Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Экзамен | ||||||
2.1. | Экзамен | Экзамен | 2 | 27 | ОК-5, ПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Формы познания. Значение и пределы рационального познания. Определение науки. Виды наук. Своеобразие общественных (гуманитарных) наук. Юриспруденция как наука. Понятие метода и методологии. Особенности социогуманитарного познания. Достижения и пределы классической методологии. Принципы и методы классической науки. Причины зарождения неклассической и постнеклассической методологии. Ее значение для юридической науки. Истории зарождения права как особого регулятора общественных отношений, представлений о нем. Способы институционализации права – нормативный и организационный. Особенности традиционных представлений о праве. Проблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регулятора) и развитой юридической науки. Принцип цивилизационного плюрализма в праве. Особенности представлений о праве в китайской правовой культуре. Особенности представлений о праве в индусской правовой культуре. Особенности представлений о праве в мусульманской правовой культуре. Опыт соединения модернизации и традиционной ценностно-нормативной системы в японской правовой культуре. Исторические условия возникновения и общая характеристика римской юриспруденции. Периодизация истории римской юриспруденции Общая характеристика римской юриспруденции и её стиля - «Наука или искусство?» Понятие рецепции права. Причины и условия рецепции римского права. Римское право в Англии. Своеобразие английской правовой традиции. Исторические условия возникновения и развития новоевропейской правовой культуры и юридической науки. Достижения естествознания и формулировка основных принципов классической методологии. Отражение методологии естествознания в трактовке человека, общества, права. Проблема универсальности западной правовой традиции – концепция Дж.Г. Бермана. Соотношение права и государства в западной правовой культуре – концепция дисциплинарной власти М.Фуко. Три этапа эволюции западной юридической науки: идеологический, позитивистский, критический. Исторический контекст возникновения новоевропейской концепции естественных прав человека (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье и др.). Отражение принципов естественного права в законодательных текстах. Принципы и методология исторической школы права. Позитивистская концепция права (Дж.Остин, К.Бергом и др.) Достоинства, достижения и недостатки юридического позитивизма. Нормативистская концепция права в ХХ в. ( Г.Кельзен). Возникновение социологического направления в юриспруденции и критика юридического позитивизма (Л.Гумплович, Р.Йеринг и др.) Отдельные направления социологической юриспруденции в ХХ в. (Е. Эрлих, Р.Паунд и др.). Теория возрожденного естественного права. Нетрадиционные подходы к трактовке права – юридическая герменевтика, феноменологическая, психологическая, экзистенциалистская и иные теории права. Исторические условия возникновения, особенности и сквозные проблемы русской правовой науки. Цивилизационный облик России и её ценностно-нормативная парадигма бытия и развития. Причины отсутствия собственной (автохтонной) российской правовой науки. Достижения, недостатки и пределы методологической установки заимствования западноевропейского правового опыта. Периодизация истории российской юридической науки. Древнерусская правовая культура. Содержания концепта «Правда» в русском мировоззрении. Рецепция византийского права – Кормчая книга. Общая характеристика содержания и методики составления основных памятников русского права, и их оценка. Реформы Петра 1 и возникновения российской юридической науки. Метод компиляции. Общая характеристика и оценка трудов первых российских юристов – С.Е.Десницкий, В.Т. Золотникий, А.П. Куницын и др. Историческая школа прав в России – К.А.Неволин. Соответствие основных направлений российской правовой науки школам западноевропейской юриспруденции: юридический позитивизм. Совещание по вопросам науки сов-го гос-ва и права 1938 г. и определение права А.Я.Вышинского. Идеологизированность юриспруденции. Возобновление дискуссии о сущности права, его системе и т.п. в 50-60 х гг. Нормативизм и «широкая» трактовка права. Идеолгизированность правовых исследований и правотворческой практики в годы перестройки и в 90-х годах. Сохранение в рамках новой идеологии компилятивной методологической установки. Современное состояние российской юридической науки и перспективы её развития |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Проблема универсальности позитивного права (как доминирующего социального регулятора) и развитой юридической науки. Принцип цивилизационного плюрализма в праве. Особенности представлений о праве в китайской правовой культуре. Особенности представлений о праве в индусской правовой культуре. Особенности представлений о праве в мусульманской правовой культуре. Опыт соединения модернизации и традиционной ценностно-нормативной системы в японской правовой культуре. Исторические условия возникновения и общая характеристика римской юриспруденции. Периодизация истории римской юриспруденции Общая характеристика римской юриспруденции и её стиля - «Наука или искусство?» Понятие рецепции права. Причины и условия рецепции римского права. Римское право в Англии. Своеобразие английской правовой традиции. Исторические условия возникновения и развития новоевропейской правовой культуры и юридической науки. Достижения естествознания и формулировка основных принципов классической методологии. Отражение методологии естествознания в трактовке человека, общества, права. Проблема универсальности западной правовой традиции – концепция Дж.Г. Бермана. Соотношение права и государства в западной правовой культуре – концепция дисциплинарной власти М.Фуко. Три этапа эволюции западной юридической науки: идеологический, позитивистский, критический. Исторический контекст возникновения новоевропейской концепции естественных прав человека (Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ш.Л.Монтескье и др.). Отражение принципов естественного права в законодательных текстах. Принципы и методология исторической школы права. Позитивистская концепция права (Дж.Остин, К.Бергом и др.) Достоинства, достижения и недостатки юридического позитивизма. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | К. И. Батыр [и др.] | История государства и права зарубежных стран: учебник | М.: Проспект, 2022 | |
Л1.2 | В. К. Бабаев [и др.] | Теория государства и права: Учебник | юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/1C77DE4F-D2B4-43C1-A235-68AAAB01B57E |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Новицкий, И. Б. | Римское право: учебник | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/50AEB1E1-1828-4EB7-A35E-B8387B88BDAF |
Л2.2 | Ивин, А. А. | Философия науки в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2021 | www.biblio-online.ru/book/003D4F36-1079-4170-BE72-123B1F8C4038. |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Пиголкин А.С. | Теория государства и права: учебник | М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8 |
Л3.2 | Мачин И.Ф. | История политических и правовых учений: учебное пособие | Юрайт, 2021 | www.biblio-online.ru/book/9775C538-54FE-48E4-B4D7-9C5DCD2A4069 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru Государственная дума РФ www.duma.gov.ru www.duma.gov.ru Президент РФ www.president.kremlin.ru www.president.kremlin.ru Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru www.ksrf.ru Верховный суд РФ www.supcourt.ru www.supcourt.ru Правительство РФ www.government.gov.ru www.government.gov.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
202С | библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Современная российская правовая наука и соответственно система высшего юридического образования характеризуется дефицитом исторических и междисциплинарных знаний. Многие дискуссионные вопросы современной общей теории права и отраслевых правовых науках невозможно разрешить без широкого и глубокого знания истории юриспруденции. Особенно заметной становится недооценка современными правоведами развития методологии научного исследования. Использование лишь классических принципов и методов познания, которые сложились несколько веков назад и игнорирование достижений неклассической и постклассической методологии становится недопустимой. В данном курсе особое внимание уделяется истории российской правовой науки. Важно учитывать связь этого курса с другими юридическими дисциплинами, прежде всего с теорией и историей государства и права. История юридической науки позволяет понять то, каким образом сложились современные концепции государства и права, а, следовательно, более глубоко их уяснить. Знание истории государства и права поможет обнаружить факт влияния конкретно-исторических условий на представления о государстве и праве. В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой исторического аспекта развития правовой науки. Цель курса – изучение истории юриспруденции в непосредственной связи с эволюций методологии юридических исследований. Требования к уровню изучения Магистрант должен показать знание: - основ науковедения, истории возникновения современной науки и этапы её развития, уяснить три этапы в эволюции методологии научного познания; - истории зарождения права как особого регулятора общественных отношений, представлений о нем и особенностей традиционной правовой культуры; - истории зарождения и эволюции римской юриспруденции, специфики стиля мышления римских юристов; - условий, причин, периодов, методологии и результатов рецепции римского права и римской юриспруденции; - условий и своеобразия зарождения современной западной правовой науки; проблем преемственности античной и новоевропейской правовой культур; этапы развития и современное состояние западной правовой науки; - исторических условий зарождения российской правовой культуры и науки и её особенности; этапы развития и современное состояние российской правой науки; проблему деоидеологизации юриспруденции в России, позитивного и негативного влияния заимствования западного правового опыта на российскую правовую науку. |