МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Разработка и оценка социальных программ
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.;старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Разработка и оценка социальных программ

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать овладению студентами теоретическими и прикладными аспектами в области социального проектирования;
овладение знаниями о сущности программно-целевого подхода в управлении социальной сферой;
формирования умения разрабатывать документы для участия в конкурсах социальных проктов и анализировать возможность их участия в грантовом конкурсе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-14: способностью к осуществлению прогнозирования, проектирования и моделирования социальных процессов и явлений в области социальной работы, экспертной оценке социальных проектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы и процедуры разработки и оценки социальных программ
возможности социальных программ в управлении социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать потенциал социальных программ и проектов в решении проблем социальной работы
осуществлять поиск конкурсов социальных проектов,направленных на решение проблем в области социальной работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком написания программного документа и конкурсных документов;
способностью осуществлять мониторинг социальных программ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.Программно-целевой механизм управления социальной работой
1.1. Социальное проектирование, как инструмент управления в социальной работе Практические 3 4 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Социальное проектирование, как инструмент управления в социальной работе Сам. работа 3 18 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Социальный заказ и конкурс социальных проектов Практические 3 1 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Социальный заказ и конкурс социальных проектов Сам. работа 3 18 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Разработка и реализация социальных программ
2.5. Стратегия и этапы разработки социальных программ. Лекции 3 2 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Стратегия и этапы разработки социальных программ Практические 3 1 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Стратегия и этапы разработки социальных программ Сам. работа 3 19 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Подготовка и написание проектной заявки Лекции 3 1 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Подготовка и написание проектной заявки Практические 3 1 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Подготовка и написание проектной заявки Сам. работа 3 16 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Мониторинг и оценка социальных программ Лекции 3 1 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.12. Мониторинг и оценка социальных программ Практические 3 1 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.13. Мониторинг и оценка социальных программ Сам. работа 3 16 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.14. Подготовка к экзамену Экзамен 3 9 ПК-14 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие социального проектирование и программирования.
2. Взаимосвязь социальных проектов и социальных инноваций с социальной работой
3. История социального программирования и проектирования в России.
4. Социальная программа, социальный проект как форма управления
5. Виды проектов и программа: общее и специфическое
6. Уровни разработки социальных программ: особенности разработки
7. Понятие стратегического планирования
8. Жизненный цикл проекта/программы
9. Составные части проекта и их краткая характеристика
10. Межсекторное взаимодействие в области разработки и реализации социальных программ и проектов: достижения, проблемы и перспективы сотрудничеств
11. Конкурс социальных проектов
12. Особенности выделения грантовой поддержки для НКО
13. Индикаторы успешности социального проекта , программы
14. Оценка социального проекта на этапе разработки
15. Оценка социального проекта на этапе реализации и после его окончания
16. Мониторинг в социальных проектов, программ
17. Сущность оценки социальных проектов, программ
18. Межсекторное взаимодействие в социальном проектировании
19. Положение о грантах: цели документа, виды, характеристики
20. Региональные, федеральные конкурсы грантов: цели, задачи общее и специфичное
21. Механизм предоставления грантовой поддержки
22. Трудности и проблемы реализации социального проекта.
23. Этапы разработки проектов, программ.
24. Сферы реализации проектов и программ в России
25. Современные программы и проекты : федеральный и региональный пример
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стегний В.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125.
Л1.2 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Руденко, Л.Г. Планирование и проектирование органи-заций: , Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — https://e.lanbook.com/book/70560
Л2.2 Пирогов С. В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие: Проспект, 2016 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443624&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 4.Правительство РФ: Интернет-портал: документы [Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/]
Э2 3.Президент России. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://президент.рф/документы]
Э3 2.Государственная поддержка некоммерческих неправительственных организаций. Конкурсы. [Режим доступа http://grants.oprf.ru/12535/]
Э4 1.Алтайский край. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official_docs/]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.