МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная педагогика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной работы
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.;старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная педагогика

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной работы

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной работы

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1. сформировать у студентов представление о сущности социальной педагогики как науки и практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6: способностью к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия личности и общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.интегративный характер социальной педагогики, ее связь с другими областями научного знания;
основные закономерности процесса социализации, его основные этапы, механизмы, факторы;
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять и анализировать основные проблемы и ситуации социально-педагогического характера;
применять методы и технологии социальной педагогики, осуществлять планировавание социально-педагогической деятельности;


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.оперирования понятийно-категориального аппарата социальной педагогики;
планирования социально-педагогической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная педагогика как наука, история ее становления и развития
1.1. Социальная педагогика, ее предмет и роль в обществе Лекции 2 1 ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.2. Социальная педагогика в системе наук о человеке Практические 2 1 ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.3. Социальная педагогика в системе наук о человеке Сам. работа 2 16 ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.4. Становление и развитие социальной педагогики в России и Европе Практические 2 1 ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.5. Становление и развитие социальной педагогики в России и Европе Сам. работа 2 16 ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.6. Социальное воспитание: принципы, направления, концепции и т.д. Сам. работа 2 16 ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.7. Социально-педагогическая сущность процесса социализации Лекции 2 1 ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.8. Социально-педагогическая сущность процесса социализации Практические 2 2 ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.9. Социально-педагогическая сущность процесса социализации Сам. работа 2 15 ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.10. Социальная педагогика как профессиональная деятельность Лекции 2 1 ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.11. Социальная педагогика как профессиональная деятельность Сам. работа 2 10 ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.12. Социально-педагогические методы и технологии работы Лекции 2 1 ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.13. Социально-педагогические методы и технологии работы Практические 2 2 ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.14. Социально-педагогические методы и технологии работы Сам. работа 2 16 ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
1.15. Подготовка к экзамену Экзамен 2 9 ОПК-6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1.Социальная педагогика: ретроспектива осмысления проблемы ее становления и развития.
2.Социальная педагогика в отечественной социогуманитарной традиции: прошлое, настоящее, будущее.
3.Социально-педагогическая деятельность в образовательнхых учреждениях: основные формы и направления.
4.Социальный педагог в образовательном учреждении: модель личности и деятельности.
5.Социально-педагогическая служба в школе: направления работы.
6.Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа.
7.Социально-педагогическая поддержка семей группы риска.
8..Социально-педагогические проблемы неполных семей в России.
9..Социально-педагогическая поддержка детей в многодетных семьях.
10..Социально-педагогические деятельность по предупреждению насилия в семье.
11..Социально-педагогическая деятельность с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
12..Социально-педагогическая деятельность с приемной семьей.
13..Типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки детства.
14.Особенности деятельности социального педагога в детском доме.
15.Особенности деятельности социального педагога в пенитенциарных учреждениях.
16.Социально-педагогические технологии: понятие, сущность, классификация.
17.Нормативно-правовое сопровождение деятельности социального педагога.
18.Сущность и характеристики социального воспитания.
19.Социально-культурные особенности процесса социализации в современном российском обществе.
20.Социализация: основные научные направления исследования.
21.Особенности процесса социализации детей с ограниченными возможносями.
22.Особенности процесса социализации пожилых людей.
23.Молодежные субкультуры как фактор социализации.
24.Особенности социализации детей в детском доме.
25.Интернет как фактор социализации в современном обществе.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
эссе по художественному фильму "Республика ШКИД", эссе по книге А.С. Макаренко "Педагогическая поэма"
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова Н.А. - отв. ред СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата : , 2018 https://biblio-online.ru/book/AAF0FF5C-0DE9-460D-A56D-8977A37BD61B/socialnaya-pedagogika
Л1.2 Загвязинский В.И. - Отв. ред., Селиванова О.А. - Отв. ред. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/CCED4365-AAF5-40DB-AC96-653D3393100C
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
Л2.2 Голованова, Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7E727000-6289-4B94-A30D-CA1AD840BEB7
Л2.3 Сластенин В.А. - Отв. ред., Каширин В.П. - Отв. ред ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для СПО : Московский педагогический государственный университет (г. Москва), 2018 https://biblio-online.ru/book/3EEB4564-11A3-4C4A-B5A2-A04785115A47/psihologiya-i-pedagogika-v-2-ch-chast-1-psihologiya
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
Э2 www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э3 www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э4 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.