МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная работа в сфере некоммерческих организаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная работа в сфере некоммерческих организаций

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата), утвержденный Министерством образования и науки РФ «12» января 2016 г.

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к.соц.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучить основы организации и проведения фандрейзинга, а также приобрести навыки реализации данной технологии в социальной сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.09

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью к осуществлению мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений и частных лиц к реализации мер по социальной защите граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы и методы проведения фандрейзинга в учреждениях социальной направленности;
типы некоммерческих организаций и их характеристики
специфику организация фандрейзинговой кампании
3.2.Уметь:
3.2.1.правильно выбирать подходящие формы и виды фандрейзинга для определенного вида деятельности организации;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.грамотного составления и подачи грантовых заявок в социальной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы фандрейзинга
1.1. Фандрейзинг: понятие, природа и социальное значение. Лекции 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.2. Некоммерческие организации: классификация и правовые основы Практические 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.3. Фандрейзинг: понятие, природа и социальное значение. Сам. работа 5 18 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.4. Особенности организации фандрейзинга Лекции 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.5. Особенности организации фандрейзинга Практические 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.6. Опыт проведения фандрейзинговых компаний: исторический экскурс Сам. работа 5 16 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.7. Формы и методы фандрейзинга Лекции 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.8. Методы финансирования фандрейзинговых кампании Практические 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.9. Методы финансирования фандрейзинговых кампании Сам. работа 5 18 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.10. Разработка проектов и программ в социально-культурной и научно-образовательных программ Лекции 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.11. Маркетинг и менеджмент в фандрейзинге Практические 5 2 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.12. Методические основы написанию заявки на грант Лекции 5 10 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.13. Написани заявки на грант Практические 5 10 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2
1.14. Методические основы написанию заявки на грант Сам. работа 5 20 ПК-10 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Фандрейзинг: понятие, природа и социальное значение
2.Фандрейзинг: история и причины заимствования.
3.Некоммерческие организации и некоммерческая деятельность
4.Виды и формы некоммерческих организаций: специфика деятельности.
5.Этический кодекс фандрейзера.
6.Цели, задачи, виды фандрейзинга
7.Фандрайзинг как гуманитарная технология социального партнерства
8.Соотношение фандрейзинга и благотворительности: общее и различное.
9.Сравнительная характеристика благотворительных фондов и общественных организаций
10.Стратегия фандрейзинга
11.Этапы разработки стратегии фандрейзинга
12.Основные аналитические инструменты фандрейзинга.
13.Управление организационными элементами в контексте процесса фандрейзинга
14.Основные типы и способы привлечения средств.
15.Самофинансирование организации и внешнее финансирование.
16.Организационное обеспечение фандрейзинга
17.Проведение фандрейзинговой кампании
18.Специальные технологии фандрейзинга
19.Виды проектов и программ в социально-культурной и научно-образовательной сферах.
20.Этапы разработки проектов и программ.
21.Маркетинг в фандрейзинге.
22.Менеджмент в фандрейзинге.
23.Грант: основная специфика и характеристики.
24.Методологические составляющие грантовой формы заявки.
25.Критерии эффективности проекта в долгосрочной перспективе.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чигаева В.Ю. Деятельность негосударственных организаций и учреждений в социальной работе: учебное пособие Кемерово: КемГУ, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232330
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ткаченко Н. В. Креативная реклама. Технологии проектирования.: учебное пособие М. :Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Пчелина, О.В. Предпринимательство, управление проектами и реклама в социальной сфере: учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
Л2.3 Игнатюк, Н.А. Государственно-частное партнерство: учебник Москва : Юстицинформ, 2012 biblioclub.ru
Л2.4 Оксинойд, К.Э. Управление социальным развитием организации : учебное пособие Москва : Издательство «Флинта», 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Пермского регионального правозащитного центра www.prpc.ru/met_nko/met_fan.shtml
Э2 Сайт Дмитрия Даушева о фандрейзинге www.fundraisingpro.ru
Э3 Сайт "Мой компас" www.moikompas.ru/compas/9512523
Э4 Электронный журнал о благотворительности philanthropy.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Word, Microsoft Power Point, браузеры для работы в Internet
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.