МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы экономического прогнозирования и планирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильМеждународная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_01_МЭ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., профессор, Бутакова М.М.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Методы экономического прогнозирования и планирования

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 30.03.2015 №321

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Бутакова М.М., и.о. зав. кафедрой ЭПиМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Бутакова М.М., и.о. зав. кафедрой ЭПиМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получить теоретические знания и навыки разработки экономических прогнозов и планов, достаточные для самостоятельной работы и организации деятельности в коллективе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне
ПК-10 способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом
ПК-12 способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- формализованные методы экономического прогнозирования
- экспертные методы экономического прогнозирования
- методы планирования
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать прогноз динамики экономических процессов
- применять методы корреляционно-регрессионного анализа для разработки экономических пронозов
- разрабатывать проноз экспертными методами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками экономического прогнозирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономическое прогнозирование и планирование в системе управления экономическими объектами и процессами
1.1. Теоретические основы экономического предвидения Лекции 3 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.2. Технологическая схема разработки прогноза Практические 3 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.3. Современные методы сбора и верификации исходной информации для разработки прогноза Практические 3 1 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.4. Теоретические основы экономического предвидения Сам. работа 3 12 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Формализованные методы экономического прогнозирования
2.1. Методы прогнозирования динамики экономических процессов Практические 3 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.2. Построение и применение в прогнозировании и планировании моделей линейной регрессии Практические 3 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.3. Методы прогнозирования динамики экономических процессов с учетом сезонных колебаний Практические 3 4 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.4. Построение и применение лаговых регрессионных моделей Практические 3 2 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
2.5. Формализованные методы экономического прогнозирования Сам. работа 3 10 ПК-8, ПК-10 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Интуитивные методы экономического прогнозирования
3.1. Общая характеристика интуитивных методов и возможностей их применения в нестабильной экономической среде Лекции 3 1 ПК-8, ПК-10, ПК-12 Л1.1, Л2.1
3.2. Общая характеристика формализованных методов экономического прогнозирования Лекции 3 2 ПК-8, ПК-10, ПК-12 Л1.1, Л2.1
3.3. Формирование экспертной группы. Оценка компетентности экспертов Практические 3 2 ПК-8, ПК-10, ПК-12 Л1.1, Л2.1
3.4. Методы прогнозирования на основе коллективных экспертных оценок Практические 3 4 ПК-8, ПК-10, ПК-12 Л1.1, Л2.1
3.5. Интуитивные методы прогнозирования Сам. работа 3 11 ПК-8, ПК-10, ПК-12 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Методы предпрогнозных исследований
4.1. Общая характеристика предпрогнозных исследований Лекции 3 1 ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
4.2. Морфологический анализ как метод формирования стратегических альтернатив Практические 3 1 ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
4.3. Прогнозные сценарии Практические 3 2 ПК-8, ПК-10, ПК-12 Л1.1, Л2.1
4.4. Методы предпрогнозных исследований Сам. работа 3 10 ПК-8, ПК-10, ПК-12 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Методы планирования национальной и региональной экономики
5.1. Современные тенденции развития теории и методов экономического прогнозирования и планирования Лекции 3 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.2. Методы планирования национальной и региональной экономики Сам. работа 3 8 ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.3. Экзамен 3 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В Припложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

В Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бутакова М.М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: основная литература КНОРУС, 2008 RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.054.3/Б 93-255054
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степочкина Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: основная литература Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Методы экономического прогнозирования и планирования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
стандартные функции Excel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайты Международных организаций:
 www.worldbank.org (Мировой Банк)
 www.mckinsey.com (McKinsey)
 www.pwcglobal.com (Pricewaterhouse)
Сайты научно-исследовательских институтов в области экономики:
 www.iet.ru (ИЭПП -Институт экономических проблем переходного периода)
 www.cemi.rssi.ru (ЦЭМИ - Центральный экономико-математический институт)
 www.hse.ru (Институт макроэкономических исследований и прогнозирования ГУ ВШЭ)
Сайты, содержащие информацию о деятельности какого-либо исследовательского центра
 www.dcenter.ru (Центр Развития)
 www.beafnd.org (Бюро экономического анализа)
 www.exin.ru (Экспертный институт)
 www.eeg.ru (Экономическая Экспертная Группа)

Cайты официальных правительственных структур
 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
 www.economy.gov.ru (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли)
 www.gks.ru(сайт Госкомстата)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
408Л лаборатория математического моделирования - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер Depo - 10 шт., 5 шт. с мониторами LG и 5 шт. с мониторами Philips; мультимедиа-проектор Sony - 1 шт.; МФУ Canon - 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optima C - 1 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины предполагает понимание сущности экономическго прогнозирования и планирования, их места в системе управления субъектами рыночной экономики.
В процессе обучения студент должен освоить различные методики прогнозирования и планирования, получить навыки их практического применения. Изучение каждой темы предполагает самостоятельный сбор, верификацию и обработку исходной информации.
Текущим контролем знаний студентов в течение и обучения являются контрольные работы по ключевым темам дисциплины. Особенное место при чтении курса занимают практические занятия и лабораторные работы. На практических занятиях при освоении новой темы студентам выдаются задания, направленные на закрепление практических навыков в данной предметной области. Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе - самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и практических рекомендаций лидеров ценообразования России и ведущих российских и зарубежных компаний. Самостоятельная работа студента в процессе освоения дисциплины включает в себя:
- изучение основной и дополнительной литературы по курсу;
- работу с электронными учебными ресурсами;
- изучение Интернет-ресурсов;
- выполнение самостоятельной работы;
- индивидуальные и групповые консультации по наиболее сложным вопросам.