Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Гражданское право, семейное право, международное частное право |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z40_04_01_ГП, СП, МЧП-23-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
в том числе инт. | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 123 | 123 | 123 | 123 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., зав. кафедрой
1.1. | Изучение общей методологии юридической квалификации, то есть теории разрешения конкретных правовых ситуаций (казусов). |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.В |
ПК-2 | способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
ПК-4 | способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-2:основы общей теории реализации права и юридической квалификации; ПК-4: основы выявления, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-2:применять общую теорию реализации права и юридической квалификации; ПК-4: выявлять, пресекать, раскрывать и раследовать правонарушения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-2: реализации права и юридической квалификации; ПК-4: выявления, пресечения, раскрытия и раследования правонарушений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики | Лекции | 2 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.3, Л2.1, Л3.2 |
1.2. | Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики | Практические | 2 | 0 | ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.3, Л2.1, Л3.2 |
1.3. | Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики | Сам. работа | 2 | 23 | ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.4. | Философские основы юридической квалификации | Лекции | 2 | 0 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.5. | Юридическая квалификация в механизме правового регулирования | Практические | 2 | 4 | ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.3, Л2.1, Л3.2 |
1.6. | Философские основы юридической квалификации | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
1.7. | Философские основы юридической квалификации | Сам. работа | 2 | 25 | ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.3, Л2.1, Л3.2 |
1.8. | Логические основы юридической квалификации | Лекции | 2 | 0 | ПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.3, Л2.1, Л3.2 |
1.9. | Логические основы юридической квалификации | Практические | 2 | 2 | ПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.3, Л2.1, Л3.2 |
1.10. | Логические основы юридической квалификации | Сам. работа | 2 | 25 | ПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.3, Л2.1, Л3.2 |
1.11. | Психологические аспекты юридической квалификации | Лекции | 2 | 0 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.3, Л2.1, Л3.2 |
1.12. | Психологические аспекты юридической квалификации | Практические | 2 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1, Л3.2 |
1.13. | Психологические аспекты юридической квалификации | Сам. работа | 2 | 25 | ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.2 |
1.14. | Юридическая квалификация в механизме правового регулирования | Лекции | 2 | 0 | ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л3.3, Л2.1, Л3.2 |
1.15. | Юридическая квалификация в механизме правового регулирования | Сам. работа | 2 | 25 | ПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.2 |
Раздел 2. зачет | ||||||
2.1. | зачет | Зачет | 2 | 9 | ПК-2, ПК-4 | Л2.2, Л1.1, Л3.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Понятие юридической казуистики. Основные понятия. История становления дисциплины. Учение о форме и содержании. Понятие и его определение. Применение законов логики в юридической квалификации. Понятие юридической конструкции. Правила построения юридической конструкции. Юридические фикции. Психология юридического труда. Профессиональная этика юриста и юридическая квалификация. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Понятие и значение юридической квалификации и юридической казуистики Философские основы юридической квалификации Логические основы юридической квалификации Психологические аспекты юридической квалификации Юридическая квалификация в механизме правового регулирования |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.: Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Пиголкин А.С. | Теория государства и права: учебник | М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8 |
Л1.2 | Перевалов, В. Д. | Теория государства и права: учебник | Юрайт, 2020 | www.biblio-online.ru/book/332E4369-F539-4A59-8B51-19B18559F246 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ивин, А. А. | Логика для юристов : учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/1F5D9041-5291-4A10-9728-1BDC9CFE9C0C. |
Л2.2 | Романов В.В. | Юридическая психология: Хрестоматия : учебное пособие | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/8FD4C699-F6DA-45FE-A68D-8AD73B372079 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов ; под ред. Г. Л. Тульчинского. | Логика и теория аргументации : учебник | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/8967D344-6A11-4A3D-A5A7-D70846291F93 |
Л3.2 | Тульчинский Г.Л., Гусев С.С., Герасимов С.В. | Логика и теория аргументации: для академического бакалавриата | ЮРАЙТ, 2017 | www.biblio-online.ru |
Л3.3 | Ивин, А. А. | Логика для юристов : учебник и практикум для академического бакалавриата | Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/1F5D9041-5291-4A10-9728-1BDC9CFE9C0C. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов: Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
100С | центр деловых игр – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 24 посадочных места (модульные столы 8 шт.); телевизор LG; диван; пуфик – 2 шт., журнальный столик – 1 шт. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В современной российской правовой системе наблюдается явное увлечение «идеологическим» содержанием права и недооценкой «технического» аспекта реализации правовых норм. Поэтому казуистами необходимо быть не только юристам-практикам, но и законодателям – формируя правовую норму, они должны представлять сам предмет законодательного регулирования как совокупность казусов – конкретных отношений. Актуальность этого курса предопределена тем, что в преподавании отраслевых и специальных юридических дисциплин важное значение имеет решение казусов. В перечне учебной литературе большое место занимают сборники задач и практикумы. Соответственно возникает необходимость в рамках общей теории права разработать общую методологию юридической квалификации. Спецкурс предполагает более углубленное изучение вопросов, связанных с правоприменением и в частности с его второй стадией – выбором нормативной основы решения. Поэтому в названии этого предмета используется термин «юридическая квалификация». |