МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в интеллектуальный анализ данных и поиск знаний

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология конфликта и межнациональных отношений
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СК-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 67
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 67 67 67 67
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., зам. декана, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Введение в интеллектуальный анализ данных и поиск знаний

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение теоретических оснований и принципов практического использования современных парадигм интеллектуального анализа данных и поиска знаний.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-3 способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, отчеты, представлять результаты работы с учетом особенностей потенциальной аудитории
ПК-4 способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные образовательные и информационные технологии.
приемы разрешения проблем в нестандартных ситуациях
специфику и особенности источников информации, используемых при составлении и оформлении научно-технической документации
способы оценки особенностей потенциальной аудитории

3.2.Уметь:
3.2.1.приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии.
формулировать и анализировать социально-этические нормы ответственности за принятые решения
повышать эффективность представления результатов работы с учетом особенностей потенциальной аудитории
приобретать новые знания, используя образовательные и информационные технологии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными навыками приобретения новых знаний.
навыками выработки способов преодоления сложных ситуаций
навыками профессионального использования современного научного и технического оборудования, а также современных компьютерных программных средств, аналитических платформ.
методами оценки результатов исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Интеллектуальный анализ данных в социальной сфере.
1.1. Структурация данных, представление знаний. Классы формализованных эвристик. Архитектура ИС. Основные задачи интеллектуального анализа социологических данных. Лекции 2 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Структурация данных, представление знаний. Классы формализованных эвристик. Практические 2 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Структурация данных, представление знаний. Классы формализованных эвристик. Сам. работа 2 17 ОК-1, ОК-2, ОПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Архитектура ИС. Основные задачи интеллектуального анализа социологических данных. Практические 2 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Архитектура ИС. Основные задачи интеллектуального анализа социологических данных. Сам. работа 2 14 ОК-1, ОК-2, ОПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Интеллектуальные системы типа ДСМ.
2.1. ДСМ-рассуждение. Синтез познавательных процедур. ДСМ-метод с отношением порядка. Ситуационное расширение ДСМ-метода. Стратегии ДСМ-анализа. Лекции 2 1 ОК-1, ОК-2, ОПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. ДСМ-рассуждение. Синтез познавательных процедур. ДСМ-метод с отношением порядка. Ситуационное расширение ДСМ-метода. Стратегии ДСМ-анализа. Практические 2 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. ДСМ-рассуждение. Синтез познавательных процедур. ДСМ-метод с отношением порядка. Ситуационное расширение ДСМ-метода. Стратегии ДСМ-анализа. Сам. работа 2 16 ОК-2, ОПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Формализованный качественный анализ социологических данных.
3.1. Задачи формализованного качественного анализа социологических данных. Анализ мнений. Формализация закрытых опросов средствами многозначных логик. Лекции 2 1 ОК-1, ОК-2, ОПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Задачи формализованного качественного анализа социологических данных. Анализ мнений. Формализация закрытых опросов средствами многозначных логик. Практические 2 1 ОК-1, ОК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Задачи формализованного качественного анализа социологических данных. Анализ мнений. Формализация закрытых опросов средствами многозначных логик. Сам. работа 2 10 ОК-1, ОК-2, ОПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Представление о рациональности мнений. Критерии рациональности. Интеллектуальный анализ эмпирических социологических данных. Лекции 2 2 ОК-1, ОК-2, ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Решение нестандартных ситуаций в области интеллектуального анализа данных и поиска знаний с учетом социальной и этической ответственности за принятые решения Практические 2 1 ОК-2 Л1.2, Л2.1
3.6. Специфика профессионального составления и оформления научно-технической документации, отчетов, представления результатов работы в области интеллектуального анализа данных и поиска знаний с учетом особенностей потенциальной аудитории Сам. работа 2 10 ОПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.7. Экзамен 2 27 ОК-1, ОК-2, ОПК-3, ПК-4 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Понятие искусственного интеллекта.
2. Понятие интеллектуальной задачи.
3. Поведенческие критерии интеллекта. Критерий Тьюринга.
4. Понятие предметной области. Виды предметных областей.
5. Основные этапы развития искусственного интеллекта как науки.
6. Основные подходы к исследованиям в области ИИ.
7. Понятие знаний. Классификация видов знаний.
8. Основные свойства различия знаний и данных.
9. Основные задачи инженерии знаний.
10. Требования к представлению знаний. Понятие модели представления знаний.
11. Представление знаний при помощи формальных логических моделей.
12. Представление знаний при помощи продукций.
13. Представление знаний при помощи семантических сетей.
14. Понятие mindmap. Основные принципы построения.
15. Представление знаний при помощи фреймов.
16. Основные методы извлечения знаний.
17. Понятие онтологии. Цели создания онтологий.
18. Структурация данных, представление знаний. Классы формализованных эвристик.
19. Архитектура ИС. Основные задачи интеллектуального анализа социологических данных.
20. ДСМ-рассуждение. Синтез познавательных процедур.
21. ДСМ-метод с отношением порядка. Ситуационное расширение ДСМ-метода.
22. Стратегии ДСМ-анализа
23. Задачи формализованного качественного анализа социологических данных.
24. Анализ мнений. Формализация закрытых опросов средствами многозначных логик

Примерные практические задания:
1. Приведите несколько аргументов в пользу преимущества в решении шахматной задачи при помощи искусственного интеллекта.
2. Существует некое знание о системе управления в социальной сфере. Приведите возможные достоинства и недостатки данного знания.
3. Приведите пример фрейма, если предположительно система управления в социальной сфере претерпевает кризис. Выделите основную характеристику данного фрейма.
4. Опишите современную образовательную технологию, применяемую при рассмотрении особенностей составления научно-технической документации
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трофимов В. В. Информационные технологии в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.2 Трофимов В. В. ; Отв. ред. Трофимов В. В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В 2 Т. ТОМ 1. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Троценко В.В., Федоров В.К., Забудский А.И., Комендантов В.В. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru – сайт научной библиотеки АлтГУ
Э2 http://www.isras.ru – сайт института социологии РАН
Э3 http://www.elibrary.ru –научная электронная библиотека
Э4 http://www.elibrary.ru –научная электронная библиотека
Э5 http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования РФ
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.