МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Искусство и литература

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., зав. кафедрой, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Искусство и литература

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать усвоению студентами основ общей теории искусства, особенностей социально-эстетической сущности искусства и закономерностей его развития, особенностей и содержания видового расчленения искусства, природы художественного творчества, роли искусства в культуре;
способствовать изучению студентами теоретических и практических основ литературного творчества, направленных на формирование целостной концептуальной картины развития творческого подхода к реализации сложных социальных задач и функций в области профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные исследовательские методы с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта в исследовании искусства и литературы
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать особенности искусства и литературы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками обобщения междисциплинарных исследований в области искусства и литературы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Эстетические основы искусства и его отдельных видов Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Эстетические основы искусства и его отдельных видов Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Эстетические основы искусства и его отдельных видов Сам. работа 5 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Литература как предмет истории культуры Лекции 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Литература как предмет истории культуры Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Литература как предмет истории культуры Сам. работа 5 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Слово и образ в литературе Практические 5 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Слово и образ в литературе Сам. работа 5 6 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Жанры литературного творчества Сам. работа 5 7 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Стили литературного творчества Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Классические литературные жанры античности Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Литература европейского Средневековья Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Литература эпохи Возрождения Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Основные литературные направления Нового времени Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. История русской литературы Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Русская литература ХIХ и ХХ веков как явление мировой культуры Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Реализм в художественной литературе Сам. работа 5 8 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Экзамен 5 9 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Художественное произведение как органическая целостность. И.А. Ильин о трехслойной структуре художественного произведения.
2. Биография художника как культурно-эстетическая проблема.
3. Взаимосвязь и взаимодействие эстети¬ческих ценностей с эстетическими идеалами.
4. Виды и жанры изобразительного искусства.
5. Виды искусства. Принципы классификации искусства.
6. Искусство и другие формы общественного сознания.
7. Искусство и философия.
8. История культуры и литературное творчество.
9. Концепция исторической динамики литературы.
10. Место литературы в ряду других искусств.
11. Литература и массовая коммуникация.
12. Мировая литература.
13. Изобразительные и экспрессивные искусства. Место литературы в ряду других искусств.
14. Понятие о художественном образе.
15. Литература как искусство слова.
16. Понятие литературного жанра. Теория жанров литературы.
17. Эпические жанры.
18. Лирические жанры.
19. Драматические жанры.
20. Понятие стиля литературного творчества.
21. Индивидуализация творчества в художественной речи. Состав стилей.
22. Стилистическая простота и сложность художественной речи.
23. Речь художественная, риторическая, разговорная, научная, философская: стилевое оформление.
24. Многообразие жанров античной литературы.
25. Гомеровский эпос. Героический и дидактический эпос.
26. Рыцарский роман.
27. Сатира и дидактика литературы эпохи развитого феодализма.
28. Общая характеристика литературы эпохи Возрождения.
29. Развитие гуманизма в литературе ХIV – ХV вв.
30. Общая характеристика литературного процесса Нового времени.
31. Своеобразие стилей и жанров зарубежной литературы ХVII – ХVIII вв.
32. Реалистическое направление в литературе Нового времени.
33. Романтическое направление в литературе Нового времени.
34. Концептуальное осмысление истории русской литературы. Периодизация истории русской литературы. Преемственность литературного творчества в истории русской культуры.
35. Древнерусская литература. Вопрос о возникновении древнерусской литературы.
36. Общая характеристика русской литературы ХVIII века.
37. Общие тенденции развития художественной литературы в ХIХ – ХХ вв. Характеристика литературного процесса.
38. Специфика формирования жанровой системы. Концепция человека в литературе.
39. Особенности русской литературы ХIХ века.
40. Особенности русской литературы ХХ века.
41. Социально-философские проблемы современной литературы.
42. Развитие отечественной литературы ХХ века.
43. Модернизм в массовой и повседневной культуре и литературе.
44. Постмодернизм в литературе.
45. Проблема формирования и развития мировой литературы.
Типовые практические задания:
1. Сформулируйте актуальную проблему развития искусства (или литературы) в современных условиях и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы.
2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования феноменов искусства (или литературы) в рамках социологии. Ответ аргументируйте.
3. Определите общее и различное в понимании проблем развития искусства (или литературы) с точки зрения социологии, культурологии, эстетики. Отметьте преимущества социологического подхода.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. В. Плеханов Теория искусства и история эстетической мысли. Избранные труды в 2 т. Том 1 : М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FD5109D9-BE43-4668-BE41-FAA49AAFEC12.
Л1.2 Г. В. Плеханов Теория искусства и история эстетической мысли. Избранные труды в 2 т. Том 2 : М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E29C16B0-B6DF-425A-865C-894F3E7BFE28.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.А, Горелов История мировой культуры. Учебное пособие: ФЛИНТА, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=83434
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 www.socioline.ru/node/842
Э3 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э4 www.soc.pu.ru
Э5 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э6 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э7 Курс в Moodl: «Искусство и литература» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.