МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройHЕT (реорганизована) 53
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Коростелева О.Т.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Антропология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Попов Е.А., д.ф.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

HЕT (реорганизована) 53

Протокол от 05.07.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Антропология» являются сформулировать целостное представление об антропологии как о комплексном учении о человеке; ознакомить студентов с основными положениями и проблемами современной антропологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.характер трансформации человеческого бытия в современном мире.
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать перспективы развития и реализации различных граней человеческой экзистенции
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сравнительного анализа способов гармонизации бытия человека в современном мире.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Антропология"
1.1. Антропология как комплексное учение о человеке. Лекции 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Антропология как комплексное учение о человеке. Практические 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Антропология как комплексное учение о человеке. Сам. работа 2 6 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Проблема социоантропогенеза в социальной антропологии. Лекции 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Проблема социоантропогенеза в социальной антропологии. Практические 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Проблема социоантропогенеза в социальной антропологии. Сам. работа 2 6 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. Лекции 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. Практические 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Человек и грани его экзистенции в смысловом пространстве бытия. Сам. работа 2 6 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде. Лекции 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде. Практические 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Homo faber: самореализация и отчуждение в труде. Сам. работа 2 6 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов. Лекции 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов. Практические 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Homo sapiens в мире культурных значений и смыслов. Сам. работа 2 5 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Человек играющий в смысловом пространстве бытия. Лекции 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Человек играющий в смысловом пространстве бытия. Практические 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Человек играющий в смысловом пространстве бытия. Сам. работа 2 4 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Человек любящий: тема любви в антропологии. Лекции 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Человек любящий: тема любви в антропологии. Практические 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Человек любящий: тема любви в антропологии. Сам. работа 2 4 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.22. Природа и проявления человеческой агрессивности. Лекции 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.23. Природа и проявления человеческой агрессивности. Практические 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.24. Природа и проявления человеческой агрессивности. Сам. работа 2 4 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.25. Человек перед лицом смерти. Лекции 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.26. Человек перед лицом смерти. Практические 2 2 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.27. Человек перед лицом смерти. Сам. работа 2 4 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.28. Экзамен 2 27 ОК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Перечень вопросов
Теоретические задания по дисциплине «Антропология»:
1. Антропология как комплексное учение о человеке: разделы антропологии.
2. Предметно-методологическая специфика социальной антропологии.
3. Место и роль антропологии в системе социогуманитарного знания.
4. Эволюционная модель антропогенеза: основные факторы, механизмы, исторические вехи.
5. Теологическая и космологическая модели антропогенеза: их общие черты и специфика.
6. Человек как целостное существо и грани его экзистенции.
7. Основные «миры» смыслового пространства человеческого бытия и связь между ними.
8. Основные принципы диалога и формы их реализации в смысловом пространстве культуры.
9. Homo faber: проблема самореализации и отчуждения человека в труде.
10. Человек играющий в смысловом пространстве бытия: различные варианты трактовки игры.
11. Место и роль игры в жизни человека и человеческого общества.
12. Игровой элемент в контексте современной культуры.
13. Человек любящий. Сущность и виды любви.
14. Агрессия как модус бытия человека в мире, ее место и роль в жизни человека и общества.
15. Виды, формы проявления и пути преодоления человеческой агрессивности.
16. Проблема отношения человека к смерти: основные варианты ее постановки и решения.
17. Мифологические и религиозные представления человека о смерти и бессмертии.
18. Архетипическая бинарная оппозиция «мир живых» и «мир мертвых».
19. Структура мифа как проблема социальной антропологии.
Практические задания по дисциплине «Антропология»:
1. Поясните, почему антропологию нельзя рассматривать как отдельную научную дисциплину.
2. Попробуйте привести примеры абсолютно бессмысленного труда (Сизифова труда) в реальной жизни.
3. Проведите сравнительный анализ трудовой и игровой деятельности, укажите их общие черты и специфику.
4. Приведите примеры агрессивного поведения, в которых обнаруживаются признаки как доброкачественной, так и злокачественной агрессии.
5. Покажите на любом примере, как связаны между собой различные грани человеческой экзистенции.
6. Проанализируйте «сильные» и «слабые» стороны эволюционной модели антропогенеза; поясните причины критического отношения к ней многих современных людей.
7. Поясните, как, на Ваш взгляд, связаны любовь и свобода. Может ли искренне и глубоко любящий человек оставаться свободным?
8. Приведите примеры современных мифологем. Каким образом они позволяют (и позволяют ли) гармонизировать бытие человека в мире?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гизуллина А. В. АНТРОПОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борко Т. И. КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Анучин, Д.Н. Задачи современной антропологии и ее отношения к другим наукам. : СПб. : Лань,, 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Антропология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.