МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Высокоуровневые методы информатики и программирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-1-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 67
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 34 34 34 34
Сам. работа 67 67 67 67
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Галина Николаевна

Рецензент(ы):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рабочая программа дисциплины
Высокоуровневые методы информатики и программирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика: Прикладная информатика в экономике
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р техн. наук, профессор Псарев В.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р техн. наук, профессор Псарев В.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование практических навыков по основам работы в среде современных информационно-коммуникационных технологий, разработки программных продуктов, отвечающих современным требованиям корпоративной и сетевой обработки данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен разрабатывать и адаптировать прикладное программное обеспечение
ПК-6 Способен принимать участие во внедрении информационных систем.
ПК-7 Способен настраивать, эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы.
ПК-8 Способен проводить тестирование компонентов программного обеспечения ИС.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные среды для разработки программного обеспечения;
основные приемы алгоритмизации и программирования на языке высокого уровня;
принципы разработки программ;
технологию быстрой разработки приложений;
возможности, преимущества и недостатках различных систем программирования, используемых при решении экономических задач в автоматизированных системах обработки экономической информации;
способы внедрения, автоматизации и настройки информационных систем;
методы настройки, эксплуатации и сопровождения ИС и сервисов;
основные правила эксплуатации и приемы сопровождения ИС и сервисов;
принципы и методы отладки и тестирования компонентов программного обеспечения ИС.
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать и адаптировать прикладное программное обеспечение;
применять на практике основные концепции объектно-ориентированного программирования;
разрабатывать программы, отвечающие требованиям заказчика;
создавать программные приложения с использованием современных средств пользовательского интерфейса (окна, меню, панели инструментов);
ставить и решать прикладные задачи с использованием современных инструментальных сред, языков программирования высокого уровня и проектирования программ;
обеспечивать надежность разрабатываемого программного обеспечения;
внедрять информационные системы;
организовывать настройку, эксплуатацию и сопровождение ИС и сервисов;
организовывать и выполнять гарантийное и послегарантийное сопровождение ИС и сервисов;
применять инструменты системного анализа при тестировании программы;
анализировать тестовые случаи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.современными языками программирования и методиками разработки и внедрения прикладного программного обеспечения;
основными методами и средствами проектирования и реализации программ на объектно-ориентированных языках программирования;
навыками самостоятельной разработки программного обеспечения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
навыками адаптации прикладного программного обеспечения;
навыками программирования и администрирования информационных систем;
навыками настройки, эксплуатации и сопровождения информационных систем и сервисов;
навыками решения проблем и консультирование пользователей ИС и сервисов;
навыками поддержки программных разработок;
навыками разработки тестовых случаев;
навыками проведения тестирования и исследования результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Особенности объектно-ориентированного программирования.
1.1. Новейшие направления в области создания технологий программирования. Законы эволюции программного обеспечения. Программирование в средах современных информационных систем: создание модульных программ, элементы теории модульного программирования, объектно-ориентированное проектирование и программирование. Объектно-ориентированный подход к проектированию и разработке программ: сущность объектно-ориентированного подхода; объектный тип данных; переменные объектного типа; инкапсуляция; наследование; полиморфизм; классы и объекты. Лекции 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
1.2. Классы и объекты. Свойства, события и методы. Наследование, инкапсуляция и полиморфизм. Синтаксис объектно-ориентированного подхода в программировании. Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
1.3. Классы и объекты. Свойства, события и методы. Наследование, инкапсуляция и полиморфизм. Синтаксис объектно-ориентированного подхода в программировании. Сам. работа 3 4 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
1.4. Работа с классами на платформе .Net. Списки. Делегаты. Лекции 3 4 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
1.5. Работа с классами на платформе .Net. Списки. Делегаты. Лабораторные 3 4 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
1.6. Работа с классами на платформе .Net. Списки. Делегаты. Сам. работа 3 4 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Объектно-ориентированные технологии Интернет и Интранет.
2.1. Интернет и Интранет технологии. Web – сервисы. Облачные вычисления. Лекции 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.2. Объектные модели Internet Explorer, DHTML, XML, XMLDOM, WSH, HTA. Лекции 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Параллельные http запросы, основы технологии AJAX. Лекции 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
2.4. Использование технологий .Net для создания Internet приложений. Лекции 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
2.5. Объектная модель Internet Explorer. Лабораторные 3 4 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.6. Объектная модель Internet Explorer. Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.3, Л1.1, Л2.2
2.7. Объектная модель DHTML. Лабораторные 3 4 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Объектная модель DHTML. Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Объектная модель WSH. Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
2.10. Объектная модель WSH. Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
2.11. Объектная модель XML. Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.12. Объектная модель XML. Сам. работа 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.13. Объектная модель XMLDOM. Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.14. Объектная модель XMLDOM. Сам. работа 3 5 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.15. Объектная модель HTA. Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.16. Объектная модель HTA. Сам. работа 3 6 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.17. XML технологии. Язык xPath, XSLT преобразования, XSL шаблоны. Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.18. XML технологии. Язык xPath, XSLT преобразования, XSL шаблоны. Сам. работа 3 6 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.19. Интернет и Интранет технологии. Web – сервисы. Облачные вычисления. Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
2.20. Интернет и Интранет технологии. Web – сервисы. Облачные вычисления. Сам. работа 3 6 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
2.21. Сериализация объектов. Лекции 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
2.22. Сериализация объектов. Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
2.23. XML, JSON сериализация объектов. Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.24. XML, JSON сериализация объектов. Сам. работа 3 6 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л2.4, Л1.1, Л2.2
2.25. Параллельные http запросы, основы технологии AJAX. Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
2.26. Параллельные http запросы, основы технологии AJAX. Сам. работа 3 6 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
2.27. Использование технологий .Net для создания Internet приложений. Лабораторные 3 2 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2
2.28. Использование технологий .Net для создания Internet приложений. Сам. работа 3 16 ПК-2, ПК-6, ПК-7, ПК-8 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казанский А.А. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА VISUAL C# 2013. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тиге Дж.К. DHTML и CSS : Учебник "ДМК Пресс"/ ЭБС "Лань", 2008 г. e.lanbook.com
Л2.2 Зыков С.В. ПРОГРАММИРОВАНИЕ. ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Диков А.В. Веб-технологии HTML и CSS: Учебное пособие М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.4 Бумфрей Ф., Диренцо О., Дакетт Й. XML. Новые перспективы WWW: ДМК Пресс // ЭБС издательства "Лань", 2006 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Видео-демонстрации лекций по курсу Высокоуровневые методы информатики и программирования 10.0.12.15
Э2 Учебные материалы к лабораторным работам по курсу Высокоуровневые методы информатики и программирования 10.0.12.15
Э3 Курс в Moodle "Высокоуровневые методы информатики и программирования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS'Visual Studio 2008
Open Office
Office 2010 Professional
Windows 7 Professional
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Гарант (http://www.garant.ru)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
407аС лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка MSI модель MS7267 - 14 единиц
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит с основными понятиями по теме, алгоритмами, методами решения задач. На лекциях студент получает основной объем информации по каждой конкретной теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены по уважительной причине, то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии или консультации.

методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2115