МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционная юстиция

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_03_01_Юриспруденция-12345-2019 для сайта
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, А.Е. Канакова

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, А.Е. Канакова

Рабочая программа дисциплины
Конституционная юстиция

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины «Конституционная юстиция» является формирование у обучающегося общекультурных, общеправовых и профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для:
Осуществление правоприменительной и правоохранительной профессиональной деятельности в органах конституционного контроля;
Осуществление нормотворческой деятельности в области прав и свобод человека и гражданина в сфере конституционного правосудия;
Осуществления экспертно-консультативной деятельности по вопросам статуса судей конституционных судов, порядка формирования, структуры органов конституционного правосудия, осуществляемых ими видов судопроизводства и принимаемых ими актов, статуса и юридической силы решений органов конституционного контроля, а также порядок исполнения соответствующих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает: терминологию, используемую в сфере конституционной юстиции; сущность, виды и особенности конституционных судов в Российской Федерации и зарубежных странах; порядок формирования, структуру Конституционного Суда Российской Федерации; морально-этические требования, установленные в Кодексе судейской этики; виды конституционного судопроизводства; механизм защиты прав и свобод человека и гражданина посредством конституционного судопроизводства; порядок исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет: правильно применять юридическую терминологию, используемую в сфере конституционной юстиции; оценивать соблюдение порядка формирования Конституционного Суда Российской Федерации, проведения конституционного судопроизводства и исполнения решений; оценивать соблюдение морально-этических требований, установленных в Кодексе судейской этики; предупреждать и предотвращать нарушение прав и свобод человека и гражданина в рамках конституционного судопроизводства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет: навыками определения нормативных правовых актов, подлежащих применению в конкретном вопросе; навыками определения вида судопроизводства на основании предложенной ситуации; навыками определения вида решения, которое должен принять Конституционный Суд Российской Федерации в конкретной смоделированной ситуации; навыками определения наиболее подходящего способа защиты прав и свобод человека и гражданина.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-правовые основы конституционного контроля
1.1. Теоретико-правовые основы конституционного контроля Практические 3 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1
1.2. Теоретико-правовые основы конституционного контроля Сам. работа 3 20 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, статус судей и организация судопроизводства
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, статус судей и организация судопроизводства Практические 3 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1
2.2. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, статус судей и организация судопроизводства Сам. работа 3 21 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел
3.1. Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел Практические 3 2 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1
3.2. Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел Сам. работа 3 21 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1
Раздел 4. Зачет
4.1. Зачет Зачет 3 4 ПК-9 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нудненко Л. А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Давтян В.Р., Кононенко Д.В. КОНСТИТУЦИОННОЕ (УСТАВНОЕ) ПРАВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Стрекозов В. Г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белик В.Н. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И ИХ ЗАЩИТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Шашкова А. В. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Э2 Совет Федерации www.council.gov.ru
Э3 Совет Федерации www.council.gov.ru
Э4 Президент РФ www.president.kremlin.ru
Э5 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э6 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э7 Правительство РФ www.government.gov.ru
Э8 Генеральная прокуратура РФ www.genproc.gov.ru
Э9 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов – дистанционные образовательные технологии. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при решении задач и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

Согласно учебному плану изучение дисциплины «Конституционная юстиция» на заочном отделении завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины «Конституционная юстиция» производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту по результатам текущего контроля, участия в обсуждении теоретических вопросов, решению задач и тестов на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия положительных оценок по теоретическим вопросам и решению задач студенту может быть назначено выполнение письменной работы и прохождение тестирования. Положительные оценки по письменной работе и тестированию предполагают выставление студенту итоговой оценки «зачтено». В случае отсутствия положительных оценок по оценочным средствам начального этапа студенту необходимо подготовить вопросы к зачету.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях, либо через Единый образовательный портал Алтайского государственного университета в системе освоения учебной дисциплины с использованием дистанционных образовательных технологий. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, правильным может быть один или несколько ответов. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом уведомляют.Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Решение задач проводится либо на семинарских занятиях, либо через Единый образовательный портал Алтайского государственного университета в системе освоения учебной дисциплины с использованием дистанционных образовательных технологий. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на семинарском занятии предполагает последующий устный ответ. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы(эссе, рефераты, курсовые и др.) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материала по данному вопросу. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.