МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_04_ГМУ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, А.Е. Канакова

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, А.Е. Канакова

Рабочая программа дисциплины
Конституционное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.12.2014г. №1567)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели изучения учебной дисциплины «Конституционное право России» – овладение знаниями в области права, регулирующего деятельность государства; формирование в сознании доминанты верховенства права и незыблемости законов, формирование соответствующих компетенций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-20 способностью свободно ориентироваться в правовой системе России и правильно применять нормы права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает: терминологию, применяемую в сфере конституционного права; общие характеристики конституционного права как отрасли, науки и учебной дисциплины; сущность и характеристики Конституции Российской Федерации 1993 г.; понятие, сущность и классификации основ конституционного строя; конституционно-правовой статус личности и его элементы, в частности, вопросы гражданства, а также прав и свобод человека и гражданина.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет: правильно использовать юридическую терминологию, применяемую в сфере конституционного права; различать конституционное право как отрасль, науку и учебную дисциплину; раскрывать содержание юридических свойств Конституции Российской Федерации 1993 г., корректно разграничивая смежные категории; правильно оценивать соблюдение установленного порядка приобретения гражданства Российской Федерации и выхода из него; классифицировать права и свободы по различным критериям.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет: навыками подбора перечня нормативных правовых актом, необходимых для применения в конкретной ситуации; навыками ведения дискуссий по вопросам, составляющим содержание Конституционного права; навыками анализа доктринальных и нормативных правовых источников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конституционное право России как учебная дисциплина, наука и отрасль права
1.1. Конституционное право России как учебная дисциплина, наука и отрасль права Лекции 7 2 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.2. Конституционное право России как учебная дисциплина, наука и отрасль права Практические 7 3 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
1.3. Конституционное право России как учебная дисциплина, наука и отрасль права Сам. работа 7 6 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Теоретические основы конституционализма
2.1. Теоретические основы конституционализма Лекции 7 2 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
2.2. Теоретические основы конституционализма Практические 7 2 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
2.3. Теоретические основы конституционализма Сам. работа 7 7 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Конституционные характеристики Российского государства
3.1. Конституционные характеристики Российского государства Лекции 7 2 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
3.2. Конституционные характеристики Российского государства Практические 7 2 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
3.3. Конституционные характеристики Российского государства Сам. работа 7 6 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Суверенитет. Конституционные основы организации государственной власти и местного самоуправления
4.1. Суверенитет. Конституционные основы организации государственной власти и местного самоуправления Лекции 7 2 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
4.2. Суверенитет. Конституционные основы организации государственной власти и местного самоуправления Практические 7 2 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
4.3. Суверенитет. Конституционные основы организации государственной власти и местного самоуправления Сам. работа 7 6 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 5. Основы конституционного строя Российской Федерации
5.1. Основы конституционного строя Российской Федерации Лекции 7 2 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
5.2. Основы конституционного строя Российской Федерации Практические 7 2 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
5.3. Основы конституционного строя Российской Федерации Сам. работа 7 6 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 6. Основы правового статуса личности как правовой институт. Гражданство Российской Федерации
6.1. Основы правового статуса личности как правовой институт. Гражданство Российской Федерации Лекции 7 2 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
6.2. Основы правового статуса личности как правовой институт. Гражданство Российской Федерации Практические 7 2 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
6.3. Основы правового статуса личности как правовой институт. Гражданство Российской Федерации Сам. работа 7 8 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 7. Личные права и свободы человека и гражданина
7.1. Личные права и свободы человека и гражданина Лекции 7 4 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
7.2. Личные права и свободы человека и гражданина Практические 7 4 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
7.3. Личные права и свободы человека и гражданина Сам. работа 7 7 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 8. Политические права и свободы
8.1. Политические права и свободы Лекции 7 2 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
8.2. Политические права и свободы Практические 7 3 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
8.3. Политические права и свободы Сам. работа 7 10 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
Раздел 9. Социально-экономические и культурные прав и свободы человека и гражданина
9.1. Социально-экономические и культурные прав и свободы человека и гражданина Лекции 7 2 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
9.2. Социально-экономические и культурные прав и свободы человека и гражданина Практические 7 2 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1
9.3. Социально-экономические и культурные прав и свободы человека и гражданина Сам. работа 7 10 ПК-20 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Давтян В.Р., Кононенко Д.В. КОНСТИТУЦИОННОЕ (УСТАВНОЕ) ПРАВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Комкова Г.Н., Колесников Е.В., Липчанская М.А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
Л1.3 Стрекозов В. Г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белик В.Н. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ И ИХ ЗАЩИТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Конюхова, И. А. Алешкова. Конституционное право Российской Федерации: учебник : Конституционное право Российской Федерации: учебник Юрайт, , 2020 www.biblio-online.ru/book/7337C642-F9F2-4927-BBFC-CC757EE4817D.
Л2.3 Нудненко Л. А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Э2 www.council.gov.ru
Э3 www.duma.gov.ru
Э4 www.president.kremlin.ru
Э5 www.ksrf.ru
Э6 www.supcourt.ru
Э7 www.government.gov.ru
Э8 www.genproc.gov.ru
Э9 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Конституционное право» на заочном отделении завершается экзаменом или зачетом, а на дневном - зачетом. Оценка «зачтено» проставляется студенту, активно участвовавшему в рассмотрении теоретических вопросов, решении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия положительных оценок по теоретическим вопросам и решению задач, студенту может быть назначено выполнение письменной работы. Положительная оценка по письменной работе и тестирование, пройденное на оценку «удовлетворительно» и выше, предполагают выставление студенту итоговой оценки «зачтено». В случае отсутствия положительных оценок по оценочным средствам начального уровня студенту необходимо подготовить вопросы к зачету.
Если дисциплина завершается экзаменом, то выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач, выполненных им в течение всего срока изучения дисциплины.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит четыре варианта ответа, только один из которых является правильным. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию, ответ при решении задачи озвучивается устно. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Письменные работы являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материала по данному вопросу. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.
Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый экзаменационный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале.