МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Уставное право субъектов РФ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, И.Л. Акимова

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, А.Е.Канакова

Рабочая программа дисциплины
Уставное право субъектов РФ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины "Уставное право субъектов Российской Федерации" является изучение студентами особенностей уставного регулирования организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выявление специфики этой организации, особенностей регламентирования вопросов административно-территориального устройства субъектов Федерации, установления дополнительных гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Задачи дисциплины:
- ознакомление с опытом правового регулирования в субъектах Российской Федерации;
- изучение теоретических вопросов, представляет определенную значимость для совершенствования законодательства субъекта Российской Федерации;
- повышение общей правовой культуры юриста;
- сопоставление уставного законодательства субъектов Российской Федерации с федеральным.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает: тенденции развития современного уставного права субъектов Российской Федерации; критерии разграничения «Уставного права субъектов РФ» как подотросли, науки и учебной дисциплины; виды субъектов Российской Федерации и особенности их конституционно-правового статуса; понятие, сущность и особенности конституций и уставов субъектов Российской Федерации; сущность и содержание правового статуса личности, регулирование которого производится на уровне субъектов Российской Федерации; систему избирательного права и стадии избирательного процесса в субъектах Российской Федерации; систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации; основы правового регулирования местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет: осуществлять сбор нормативной и фактической информации; определять вид субъекта Российской Федерации; давать характеристику каждому виду субъектов Российской Федерации; определять вид основного закона субъекта Российской Федерации по типу субъекта Российской Федерации; оценивать качество регулирования правового статуса личности на уровне субъектов Российской Федерации; оценивать законность действий на всех стадиях избирательного процесса в субъектах Российской Федерации; правильно применять нормативные правовые акты в сфере взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с федеральным уровнем власти и между собой; анализировать правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Российской Федерации и выявлять особенности такого регулирования в зависимости от типа субъекта.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Владеет: навыками гражданской зрелости, высокой общественной активности и правовой культуры; навыками принципиальности и независимости в обеспечении прав, свобод и законных интересов субъектов; навыками выявления нарушений в сфере уставного права субъектов Российской Федерации, определения меры ответственности, а также предотвращения нарушений и восстановления нарушенных прав и интересов субъектов права.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации как подотрасль российского конституционного права
1.1. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации как подотрасль российского конституционного права Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации как подотрасль российского конституционного права Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации как подотрасль российского конституционного права Сам. работа 4 6 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Конституция (устав) как Основной Закон субъекта Российской Федерации
2.1. Конституция (устав) как Основной Закон субъекта Российской Федерации Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Конституция (устав) как Основной Закон субъекта Российской Федерации Сам. работа 4 8 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
3.1. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации Сам. работа 4 10 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Правовой статус личности: правовое регулирование в субъектах Российской Федерации
4.1. Правовой статус личности: правовое регулирование в субъектах Российской Федерации Сам. работа 4 10 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Правовой статус личности: правовое регулирование в субъектах Российской Федерации Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Правовой статус личности: правовое регулирование в субъектах Российской Федерации Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Избирательное право и избирательный процесс в субъектах Российской Федерации
5.1. Избирательное право и избирательный процесс в субъектах Российской Федерации Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Избирательное право и избирательный процесс в субъектах Российской Федерации Практические 4 6 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Избирательное право и избирательный процесс в субъектах Российской Федерации Сам. работа 4 10 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации
6.1. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.3. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации Сам. работа 4 12 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Российской Федерации
7.1. Правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Российской Федерации Сам. работа 4 12 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.2. Правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Российской Федерации Практические 4 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
7.3. Правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Российской Федерации Лекции 4 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации в 2 т. Том 1. Общая часть : : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, , 2018. biblio-online.ru
Л1.2 И. А. Конюхова, И. А. Алешкова, Л. В. Андриченко ; под общ. ред. И. А. Умновой. Конституционное право Российской Федерации в 2 т. Том 2. Особенная часть : : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, , 2018. biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Нудненко Л. А. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Стрекозов В. Г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Э2 Правительство РФ - http://xn--80aealotwbjpid2k.xn--p1ai/
Э3 Президент РФ - http://www.kremlin.ru/
Э4 Конституционный Суд РФ - http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx
Э5 Федеральное Собрание РФ - http://www.gov.ru/main/page7.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при выполнении практических заданий и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных лекционных и практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Уставное право РФ» завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы. Оценка «зачтено» проставляется студенту, участвовавшему в ответах на теоретические вопросы, решении задач и прошедшему тестирование на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия положительных оценок, полученных в течение всего срока освоения дисциплины, студенту необходимо подготовить вопросы на зачет, решить задачи и пройти тестирование.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом уведомляют.Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на семинарском занятии предполагает последующий устный ответ. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.