МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Объектно-ориентированный анализ и проектирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИЭ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 6,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Галина Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Объектно-ориентированный анализ и проектирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.09.2017г. №922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика: Прикладная информатика в экономике
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. техн. наук, профессор Псарёв В. И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 10.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д-р. техн. наук, профессор Псарёв В. И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получить целостное представление о методах и подходах объектно-ориентированного анализа и проектирования программно-аппаратных комплексов, помочь овладеть практическим опытом проектирования программных продуктов с применением унифицированного языка моделирования UML (Unified Modeling Language) в современной среде проектирования программных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе
ПК-3 Способен проектировать ИС по всем видам обеспечения
ПК-4 Способен составлять технико-экономическое обоснование проектных решений и техническое задание на разработку информационной системы.
ПК-5 Способен моделировать прикладные (бизнес) процессы и предметную область.
ПК-8 Способен проводить тестирование компонентов программного обеспечения ИС.
ПК-12 Способен выполнять оценку и выбор варианта архитектуры программного средства
ПК-13 Способен выполнять оценку возможности создания архитектупного проекта
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологию (понятийный аппарат) объектно-ориентированного анализа, проектирования, программирования и тестирования программных систем;
этапы и стадии разработки программных продуктов;
базовые принципы объектно-ориентированного моделирования систем и принципы проектирования сложных систем;
технологию разработки проекта программной системы на базе унифицированного языка UML;
способы (шаблоны) и этапы построения проекта в среде моделирования.
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять системный анализ предметной области для построения концептуальных схем разрабатываемого проекта;
читать и анализировать требования к ПО, представленные в виде диаграмм UML;
создавать модели и диаграммы согласно концепции MDA в современной прикладной среде проектирования;
создавать UML-диаграммы согласно объектно-ориентированному подходу к разработке ПО;
применять на практике основные шаблоны построения проекта в современной среде проектирования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами объектно-ориентированного анализа требований к программному обеспечению корпоративной информационной системе предприятия;
методами объектно-ориентированного анализа при проектировании программных продуктов для различных предметных областей (в рамках направления обучения);
технологией анализа проектов программных продуктов;
современным инструментарием проектирования программных продуктов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Объектно-ориентированная методология
1.1. Введение. Принцыпы ООП. Архитектура MDA. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1
1.2. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-5, ПК-13
Раздел 2. Модель прецедентов
2.1. Диаграммы прецедентов. Лекции 8 2 ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1
2.2. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 8 2 ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-13
2.3. Содание диаграммы прецедентов. Лабораторные 8 4 ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-12, ПК-13 Л1.1
2.4. Доработа лабораторной работы. Сам. работа 8 6 ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-13 Л1.1
2.5. Диаграммы деятельности. Диаграммы пакетов. Лекции 8 2 ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-13 Л2.1, Л1.1
2.6. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 8 2 ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-12, ПК-13
2.7. Содание диаграмм деятельности. Лабораторные 8 4 ПК-1, ПК-3, ПК-5, ПК-13 Л1.1
2.8. Доработа лабораторной работы. Сам. работа 8 6 ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-12, ПК-13 Л1.1
Раздел 3. Модель анализа
3.1. Диаграммы классов. Лекции 8 2 ПК-1, ПК-3, ПК-13 Л2.1, Л1.1
3.2. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 8 2 ПК-1, ПК-3, ПК-13
3.3. Содание диаграммы классов. Лабораторные 8 4 ПК-1, ПК-3, ПК-13 Л1.1
3.4. Доработа лабораторной работы. Сам. работа 8 8 ПК-3, ПК-8, ПК-13 Л1.1
3.5. Диаграммы последовательности. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-8, ПК-13 Л2.1, Л1.1
3.6. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 8 4 ПК-3, ПК-8, ПК-13
3.7. Содание диаграмм последовательности. Лабораторные 8 4 ПК-3, ПК-8, ПК-13 Л1.1
3.8. Доработа лабораторной работы. Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-3, ПК-13 Л1.1
Раздел 4. Модель проектирования
4.1. Диаграммы состояния. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-8, ПК-13 Л2.1, Л1.1
4.2. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 8 4 ПК-3, ПК-8, ПК-13
4.3. Содание диаграмм состояния. Лабораторные 8 4 ПК-3, ПК-8, ПК-13 Л1.1
4.4. Доработа лабораторной работы. Сам. работа 8 8 ПК-3, ПК-8, ПК-13 Л1.1
4.5. Диаграммы компонентов. Лекции 8 2 ПК-3, ПК-8, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1
4.6. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-8, ПК-12, ПК-13
4.7. Содание диаграмм компонентов. Лабораторные 8 4 ПК-3, ПК-8, ПК-12, ПК-13 Л1.1
4.8. Доработа лабораторной работы. Сам. работа 8 6 ПК-3, ПК-8, ПК-12, ПК-13 Л1.1
4.9. Диаграммы развёртывания (размещения). Лекции 8 2 ПК-3, ПК-12, ПК-13 Л2.1, Л1.1
4.10. Чтене лекции и литературы. Сам. работа 8 2 ПК-3, ПК-12, ПК-13
4.11. Содание диаграммы развёртывания Лабораторные 8 2 ПК-3, ПК-12, ПК-13 Л1.1
4.12. Доработа лабораторной работы. Сам. работа 8 4 ПК-3, ПК-12, ПК-13 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Леоненков, А. Нотация и семантика языка UML: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.И. Грекул, Н.Л. Коровкина, Ю.В. Куприянов Методические основы управления ИТ-проектами : учебник: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Объектно-ориентировнный анализ и программирование portal.edu.asu.ru
Э2 IBM developerWorks www.ibm.com
Э3 Object Management Group - UML www.uml.org
Э4 Курс в Moodle "Объектно-ориентированный анализ и проектирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
IBM Rational Software Architect Designer;
Microsoft Windows или GNU/Linux;
Microsoft Office или Libre Office.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202Л кабинет информатики (компьютерный класс) - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2903