МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы экономического прогнозирования и планирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки38.04.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильГосударственное и муниципальное управление
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_04_ГМУ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., профессор, Бутакова М.М.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Методы экономического прогнозирования и планирования

разработана в соответствии с ФГОС:
федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 26.11.2014 №1518

составлена на основании учебного плана:
38.04.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Бутакова М.М., и.о.зав. кафедрой ЭПиМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Бутакова М.М., и.о.зав. кафедрой ЭПиМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получить теоретические знания и навыки разработки экономических прогнозов и планов, достаточные для самостоятельной работы и организации деятельности в коллективе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 владением навыками использования инструментов экономической политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- формализованные методы экономического прогнозирования
- экспертные методы экономического прогнозирования
- методы планирования
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать прогноз динамики экономических процессов
- применять методы корреляционно-регрессионного анализа для разработки экономических пронозов
- разрабатывать проноз экспертными методами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками экономического прогнозирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономическое прогнозирование и планирование в системе управления экономическими объектами и процессами
1.1. Теоретические основы экономического предвидения Лекции 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.2. Технологическая схема разработки прогноза Практические 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.3. Современные методы сбора и верификации исходной информации для разработки прогноза Практические 3 1 ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.4. Теоретические основы экономического предвидения Сам. работа 3 16 ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Формализованные методы экономического прогнозирования
2.1. Методы прогнозирования динамики экономических процессов Практические 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.2. Построение и применение в прогнозировании и планировании моделей линейной регрессии Практические 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.3. Методы прогнозирования динамики экономических процессов с учетом сезонных колебаний Практические 3 4 ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.4. Построение и применение лаговых регрессионных моделей Практические 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.5. Формализованные методы экономического прогнозирования Сам. работа 3 16 ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Интуитивные методы экономического прогнозирования
3.1. Общая характеристика интуитивных методов и возможностей их применения в нестабильной экономической среде Лекции 3 1 ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.2. Общая характеристика формализованных методов экономического прогнозирования Лекции 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.3. Формирование экспертной группы. Оценка компетентности экспертов Практические 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.4. Методы прогнозирования на основе коллективных экспертных оценок Практические 3 4 ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.5. Интуитивные методы прогнозирования Сам. работа 3 16 ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Методы предпрогнозных исследований
4.1. Общая характеристика предпрогнозных исследований Лекции 3 1 ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.2. Морфологический анализ как метод формирования стратегических альтернатив Практические 3 1 ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.3. Прогнозные сценарии Практические 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
4.4. Методы предпрогнозных исследований Сам. работа 3 16 ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Методы планирования национальной и региональной экономики
5.1. Современные тенденции развития теории и методов экономического прогнозирования и планирования Лекции 3 2 ПК-9 Л1.1, Л2.1
5.2. Методы планирования национальной и региональной экономики Сам. работа 3 14 ПК-9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бутакова М.М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: основная литература КНОРУС, 2008 RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.054.3/Б 93-255054
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степочкина Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: основная литература Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Методы экономического прогнозирования и планирования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайты Международных организаций:
 www.worldbank.org (Мировой Банк)
 www.mckinsey.com (McKinsey)
 www.pwcglobal.com (Pricewaterhouse)
Сайты научно-исследовательских институтов в области экономики:
 www.iet.ru (ИЭПП -Институт экономических проблем переходного периода)
 www.cemi.rssi.ru (ЦЭМИ - Центральный экономико-математический институт)
 www.hse.ru (Институт макроэкономических исследований и прогнозирования ГУ ВШЭ)
Сайты, содержащие информацию о деятельности какого-либо исследовательского центра
 www.dcenter.ru (Центр Развития)
 www.beafnd.org (Бюро экономического анализа)
 www.exin.ru (Экспертный институт)
 www.eeg.ru (Экономическая Экспертная Группа)

Cайты официальных правительственных структур
 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
 www.economy.gov.ru (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли)
 www.gks.ru(сайт Госкомстата)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
408К лаборатория программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности; лаборатория криптографических методов защиты информации - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компью-теры: модель Компьютер Парус 945 MSI PDualCore E2140/512Mb+1024/HDD80Gb/DVD-ROM/LCD17" LG/KM - 11 единиц; мо-ниторы: марка Samsung - 3 единицы; системный блок CTR Office Celeron 2533 MHz - 3 шт.; Аппаратные средства аутентификации пользователя: элек-тронные ключи Guardant Code (4 шт.); электронный ключ Guardant Time (1 шт.); электронные ключи Guardant Stealth (3 шт.); электронные ключи Alad-din eToken PRO (10 шт.). Программно-аппаратные комплексы защиты инфор-мации: Программно-аппаратный ком-плекс «Соболь» Версия 3.0 RU.403008570.501410.001; Программно-аппаратный комплекс «Соболь» Версия 2.1 УВАЛ 00030-58-01; система защиты информации «Secret Net 2000» версии 4.0 (автономный вариант). Комплекс проекционного оборудования для препо-давателя - проектор мультимедийный "Optoma W402", проектор мультимедиа "BenQ MP626 DLP".
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины предполагает понимание сущности экономическго прогнозирования и планирования, их места в системе управления субъектами рыночной экономики.
В процессе обучения студент должен освоить различные методики прогнозирования и планирования, получить навыки их практического применения. Изучение каждой темы предполагает самостоятельный сбор, верификацию и обработку исходной информации.