МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы экономического прогнозирования и планирования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕТ (реорганизована) 10
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в управлении финансами
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_04_03_ПИвУФ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., профессор, Бутакова М.М.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Методы экономического прогнозирования и планирования

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 30 октября 2014 г. № 1404

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М. к.э.н., профессор, и.о.заведующий кафедрой ЭПиМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕТ (реорганизована) 10

Протокол от 03.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой Бутакова М.М. к.э.н., профессор, и.о.заведующий кафедрой ЭПиМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получить теоретические знания и навыки разработки экономических прогнозов и планов, достаточные для самостоятельной работы и организации деятельности в коллективе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью формализовывать задачи прикладной области, при решении которых возникает необходимость использования количественных и качественных оценок
ПК-3 способностью ставить и решать прикладные задачи в условиях неопределенности и определять методы и средства их эффективного решения
ПК-8 способностью анализировать данные и оценивать требуемые знания для решения нестандартных задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- формализованные методы экономического прогнозирования
- экспертные методы экономического прогнозирования
- методы планирования
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать прогноз динамики экономических процессов
- применять методы корреляционно-регрессионного анализа для разработки экономических пронозов
- разрабатывать прогноз экспертными методами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками экономического прогнозирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономическое прогнозирование и планирование в системе управления экономическими объектами и процессами
1.1. Теоретические и организационные основы экономического предвидения Лекции 2 2 ПК-8 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Теоретические основы экономического предвидения Сам. работа 2 18 ПК-8 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Формализованные методы экономического прогнозирования
2.1. Методы прогнозирования динамики экономических процессов Лабораторные 2 2 ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Методы прогнозирования динамики экономических процессов с учетом сезонных колебаний Лабораторные 2 2 ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Построение и применение в прогнозировании и планировании моделей линейной регрессии Лабораторные 2 2 ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.4. Построение и применение лаговых регрессионных моделей Лабораторные 2 2 ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.5. Формализованные методы экономического прогнозирования Сам. работа 2 18 ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Интуитивные методы экономического прогнозирования
3.1. Интуитивные методы прогнозирования Сам. работа 2 18 ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 4. Методы предпрогнозных исследований
4.1. Методы предпрогнозных исследований Сам. работа 2 22 ПК-3 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 5. Методы планирования национальной и региональной экономики
5.1. Методы планирования национальной и региональной экономики Сам. работа 2 18 ПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бутакова М.М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: основная литература КНОРУС, 2008 RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.054.3/Б 93-255054
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степочкина Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: основная литература Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Бутакова М.М. Методы экономического прогнозирования: основная литература РУСАЙН, 2016
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методы и модели экономического прогнозирования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
для выполнения лабораторных работ используется редактор Excel

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайты, предназначенные для преодоления информационного неравенства центров и регионов, содействия преподавательской деятельности и профессиональному общению:
 www.auditorium.ru
 www.opec.ru
 www.econweb.ru
Сайты научно-исследовательских организаций, содержащие информационно-аналитические базы по экономической тематике:
2.1. Сайты Международных организаций:
 www.worldbank.org (Мировой Банк)
 www.mckinsey.com (McKinsey)
 www.pwcglobal.com (Pricewaterhouse)
2.2. Сайты научно-исследовательских институтов в области экономики:
 www.iet.ru (ИЭПП -Институт экономических проблем переходного периода)
 www.cemi.rssi.ru (ЦЭМИ - Центральный экономико-математический институт)
 www.hse.ru (Институт макроэкономических исследований и прогнозирования ГУ ВШЭ)
Сайты, содержащие информацию о деятельности какого-либо исследовательского центра
 www.dcenter.ru (Центр Развития)
 www.beafnd.org (Бюро экономического анализа)
 www.exin.ru (Экспертный институт)
 www.eeg.ru (Экономическая Экспертная Группа)
Сайты, содержащие каталогизированную базу по определенным темам, являющиеся электронными библиотеками:
 4.1. сайты официальных правительственных структур
 www.minfin.ru (официальный сайт Министерства финансов РФ)
 www.economy.gov.ru (официальный сайт Министерства экономического развития и торговли)
 www.gks.ru(сайт Госкомстата)
 4.2. сайты-библиотеки
 www.libertarium.ru (Институт Свободы)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучени дисциплины студент должен зарегистрироваться на образовательном портале, где размешен соответствующий курс, тексты лекций, заания для лабораторных работ, исходные данные дя их выполнения, темы рефератов и итоговые вопросы. Использование образовательного портала позволит организовать наиболее эффективную самостоятельную работу студентов.
Задание промежуточного контроля включает ответ на вопросы из списка и презентацию результатов самостоятельно сделанных прогнозов для реального рынка (один - экспертными методами, один – формализованными)