МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История отечественной литературы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки42.03.02. Журналистика
ПрофильУниверсальная журналистика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план42_03_02_УЖ-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 54
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 3
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 19 15 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28 28 28 84 84
Практические 8 8 8 8 8 8 24 24
Сам. работа 36 36 9 9 9 9 54 54
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27 54 54
Итого 72 72 72 72 72 72 216 216

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, м.п. гребнева

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История отечественной литературы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №951)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.Сформировать представление о литературном процессе.
2.Познакомить с основными концепциями творчества ведущих авторов русской литературы, познакомить с характером своеобразия разных этапов развития отечественной культуры.
3.Научить анализировать и понимать произведения литературы.
4.Развить чувство языка, умение работать со словом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОПК-4 способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы исторического развития общества;
основные периоды в развитии русской литературы, основные направления, жанры, дискурсы, стили.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять основные закономерности исторического развития общества;
выявлять общие закономерности развития разных этапов русской литературы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.иметь опыт аналитического соотнесения литературных произведений с их социально-историческим контекстом;
владеть навыками филологического анализа, применяя знания по курсу в самостоятельных исследованиях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Древнерусская литература
1.1. Важнейшие особенности древнерусской литературы Периодизация древнерусской литературы Общая характеристика эпохи стиля монументального историзма (X-XIII вв.) Общая характеристика эпохи Предвозрождения (XIV-XV вв.) Общая характеристика эпохи второго монументализма (XVI в.) Общая характеристика века перехода к литературе нового времени (XVII в.) Лекции 1 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.2. Особенности и художественное своеобразие древнерусской литературы Практические 1 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.7, Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.3. «Повесть временных лет» Лекции 1 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.4. «Сказание о Борисе и Глебе» (содержание и художественные особенности вступления, центральной части и заключения) Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.5. «Слово о законе и благодати» Илариона как памятник торжественного красноречия Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.6. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы Практические 1 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.7. «Поучение» Владимира Мономаха как памятник дидактического красноречия Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.8. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 10 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л2.2
1.9. Подготовка к экзамену Сам. работа 1 14 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Литература XVIII века
2.1. Введение Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1, Л1.2
2.2. Светский и просветительский характер русской литературы XVIII в. Периодизация русской литературы XVIII в. Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1, Л1.2
2.3. Литература Петровского времени Практические 1 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1, Л1.2
2.4. Структура и содержание трактата Ф. Прокоповича «О поэтическом искусстве» Идейное и художественное своеобразие трагикомедии Ф. Прокоповича «Владимир" Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.2
2.5. Сатиры А.Д. Кантемира Практические 1 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1, Л1.2
2.6. Классицизм как художественный метод и литературное направление Периодизация и типологические особенности русского классицизма Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1, Л1.2
2.7. Реформа стихосложения В.К. Тредиаковского В.К. Тредиаковский-переводчик («Езда в остров любви" и «Тилемахида») Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1, Л1.2
2.8. Просветительский реализм в рус. литературе 18 века Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1, Л1.2
2.9. Русский сентиментализм Лекции 1 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1, Л1.2
2.10. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 4 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1, Л1.2
2.11. Подготовка к экзамену Сам. работа 1 8 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Литература первой половины XIX века
3.1. Общая характеристика историко-литературного процесса 10 – 30-х годов XIX века. Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
3.2. Сущность романтизма как художественного метода. Типологические особенности и периодизация русского романтизма. Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
3.3. Элегии и баллады В.А. Жуковского Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
3.4. Психологические и философские элегии Е.А. Баратынского Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
3.5. "Евгений Онегин" А.С. Пушкина Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
3.6. "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
3.7. "Мертвые души" Н.В. Гоголя Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.1
3.8. Натуральная школа в русской литературе Практические 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
3.9. "Записки охотника" И.С. Тургенева Практические 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
3.10. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 5 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
Раздел 4. Литература второй половины XIX века
4.1. Общая характеристика историко-литературного процесса 2-ой половины XIX века. Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
4.2. Творчество Л.Н. Толстого до создания романа-эпопеии "Война и мир" Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.3
4.3. Поэзия А.А. Фета Практические 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
4.4. Поъзия Ф.И. Тютчева Практические 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.2
4.5. Повести Л.Н. Толстого 80 – 90-х годов Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
4.6. Н.С. Лесков «Очарованный странник» Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
4.7. «Нравы Растеряевой улицы» Г.И. Успенского Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
4.8. Проза В.М. Гаршина Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
4.9. Проза В.Г. Короленко Лекции 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
4.10. Внеаудиторное чтение Сам. работа 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
4.11. Подготовка к экзамену Сам. работа 2 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1
Раздел 5. Литература XX - начала ХХI веков
5.1. Общая характеристика историко-литературного процесса Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
5.2. Поэзия Анны Ахматовой Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.1, Л1.4
5.3. Феерия А.С. Грина «Алые паруса» Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
5.4. Роман Евгения Замятина «Мы» Лекции 3 4 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.5
5.5. Рассказ В. Набокова "Картофельный Эльф" Практические 3 2 ОПК-4 Л1.6, Л2.1, Л1.4
5.6. Илья Ильф, Евгений Петров. Романная дилогия «Двенадцать стульев», «Золотой теленок» Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
5.7. Роман Владимира Набокова «Лолита» Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.4
5.8. Общая характеристика историкр-литературного процесса (вторая половина ХХ века) Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
5.9. Аркадий и Борис Стругацкие. Повесть «За миллиард лет до конца света» Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1, Л1.4
5.10. Рассказы Сергея Лукьяненко "Дорога на Веллесберг", "Л - значит люди"" Практические 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
5.11. Сергей Довлатов. «Наши» Лекции 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л1.6, Л2.1, Л1.4
5.12. Рассказ Виктора Пелевина «Святочный киберпанк, или Рождественская ночь 117.DIR» Лекции 3 3 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
5.13. Роман Бориса Акунина «Турецкий гамбит» Практические 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
5.14. Анна Борисова. Повесть «Креативщик» Лекции 3 3 ОПК-4 Л2.1, Л1.4
5.15. "Русский текст" в рок-поэзии Практические 3 2 ОК-2, ОПК-4 Л2.1, Л1.4
5.16. Внеаудиторное чтение Сам. работа 3 9 ОПК-4 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX веков// ЭБС «Университетская библиотека online»: учебник М.: Юрайт, 2012
Л1.2 под ред. Г.А. Гуковского, В.А. Десницкого История русской литературы. Том 3: Литература XVIII века. Часть I.//ЭБС «Университетская библиотека online»: М.: Директ-Медиа, 2010 biblioclub.ru
Л1.3 Кусков В.В. История древнерусской литературы// ЭБС «Университетская библиотека online»: учебник М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/FC3D6DB5-110F-4A11-BF39-35A13AF4835D.
Л1.4 Егорова Л.П.,Фокин А.А., Иванова И.Н. История русской литературы ХХ века (первая половина). Кн. 1: Общие вопросы: М.: "Издательство "ФЛИНТА" // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 e.lanbook.com
Л1.5 Егорова Л. П. История русской литературы. Кн. 2: ФЛИНТА // ЭБС "Университетская библиотека online" , 2014 e.lanbook.com
Л1.6 Н.М. Фортунатов, М.Г. Уртминцева, И.С. Юхнова; История русской литературы XIX века: учеб. пособие М.: Высшая школа,, 2008.
Л1.7 Кусков, В.В История древнерусской литературы: учебник : учебник М.: Юрайт, , 2012.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Минералов, Ю.И. История русской литературы XIX века: 1800 – 1830 годы: учеб. пособие для вузов / Ю.И. Минералов. : учеб. пособие для вузов М.: Высшая школа, , 2007.
Л2.2 Травников С.Н. История русской литературы. Древнерусская литература : учеб. пособие М. : Дрофа, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.filologia.su/teoriya-literatury/
Э2 2. http://philologos.narod.ru/
Э3 3. http://edu.asu.ru/foo/course/view.php?id=109
Э4 4. http://www.infoliolib.info/philol/lebedeva/
Э5 Сошкин Е. К источникам рассказа Набокова "Картофельный Эльф" // Новое литературное обозрение. 2015. № 5 (135). magazines.russ.ru
Э6 Ранчин А. Романы Б. Акунина и классическая традиция // Новое литературное обозрение. № 67. 2004. magazines.russ.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Blender, условия использования по ссылке https://www.blender.org/about/license/ (бессрочная)

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Лекции

Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.

2. Методические указания по подготовке к практическим занятиям

Значительную роль в курсе выполняют практические занятия, которые призваны закреплять и дополнять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, изучения теоретических концепций, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы практического занятия,прежде всего нееобходимо внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой и текстами первоисточников, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Конспектирование некоторых первоисточников и дополнительной литературы также способствует более плодотворному усвоению учебного материала. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям теории литературы, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Ряд занятий сопровождается заданиями творческого плана, выполняя которые студент может в полной мере проявить свою индивидуальность. Такие задания вызывают сильный эмоциональный отклики, что способствует более основательному закреплению пройденного материала. Для выполнения заданий подобного типа возможно привлечение дополнительной литературы по усмотрению студента.
Практические занятия могут проводиться в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, различная работа с текстами произведений, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии. На занятиях, посвященных вопросам стиховедения, важно отработать на конкретных текстуальных примерах изученные принципы. Тексты для практических упражнений приведены ниже.
Практические занятия в ряде случаев могут поводиться в форме семинаров, что позволяет развивать у студентов практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получать опыт публичных выступлений. Студенты должны учиться грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассматривать ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Данная форма работы направлена на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков, связанных с публичным обсуждением различных теоретических и практических вопросов, выработкой и отстаиванием собственной точки зрения.
Материал практических занятий напрямую не пересекается с содержанием лекций, дополняя тему курса, что позволяет всесторонне рассмотреть избранную проблему современного литературоведения, сопроводить репродуктивный материал самостоятельной работой и практическими упражнениями.
План каждого занятия сопровождается списком терминов, которые необходимо усвоить студенту при подготовке. При необходимости преподаватель может провести терминологический диктант, проверяющий их усвоение. В ходе диктанта студент своими словами дает определение указанным преподавателем терминам.
Общая цель проведения занятий – рассмотрение ключевых проблем современного литературоведения, формирование у студентов умения анализировать литературу, аргументированно излагать свое мнение, вести дискуссию.
При выборе источников преподаватель руководствуется их доступностью, возможностью ознакомиться с разными точками зрения.

3. Самостоятельная работа
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.