Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 37 | 37 | 37 | 37 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Знакомство студентов с закономерностями формирования растительных сообществ, структурой и функционированием, распределением в пространстве и времени, классификацией; усвоение закономерностей формирования и строения фитоценозов; изучение закономерностей развития и генезиса фитоценозов, распределения фитоценозов по земной поверхности и сочетания их в растительном покрове; знакомство с классификацией растительности; с основными типами растительности региона. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | принципы работы современного оборудования и аппаратуры для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных геоботанических работ |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения геоботанических научно-исследовательских работ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | в выполнении научно-исследовательских полевых и лабораторных работ по геоботанике. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные термины и понятия дисциплины. История геоботанических исследований. Формирование фитоценозов, взаимоотношения растений в фитоценозе. | ||||||
1.1. | Введение. История геоботанических исследований; Среда фитоценозов. Формирование фитоценозов; Взаимоотношения растений в фитоценозе. | Лекции | 5 | 8 | ПК-1 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.8, Л1.1 |
1.2. | Основные понятия, цели и задачи геоботаники. История изучения геоботанических исследований | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.8, Л1.1 |
1.3. | История геоботанических исследований; Роль человека и животных в жизни фитоценозов | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1 | Л2.4, Л2.1, Л2.8, Л1.1 |
Раздел 2. Строение фитоценозов | ||||||
2.1. | Состав фитоценозов; Пространственная структура фитоценозов. Сложение фитоценозов. Продуктивность фитоценозов. | Лекции | 5 | 4 | ПК-1 | Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л1.1 |
2.2. | Структура фитоценозов | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л2.5, Л3.1, Л2.8, Л1.1 |
2.3. | Структура фитоценозов. Продуктивность фитоценозов. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л2.5, Л2.8, Л1.1 |
Раздел 3. Динамика фитоценозов | ||||||
3.1. | Изменчивость фитоценозов. Смены фитоценозов; Эволюция фитоценозов | Лекции | 5 | 6 | ПК-1 | Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л3.1, Л2.8, Л1.1 |
3.2. | Типы изменчивости и смен фитоценозов. Факторы изменчивости и смен фитоценозов. Основные направления филогенетических смен | Лабораторные | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.1, Л2.5, Л3.1, Л2.8 |
3.3. | Классификация фитоценозов | Лекции | 5 | 2 | ПК-1 | Л2.4, Л2.1, Л2.7, Л3.1, Л2.8, Л1.1 |
3.4. | Экологические шкалы Л.Г. Раменского. Антропогенная динамика растительности. | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-1 | Л2.1, Л2.6, Л2.8 |
Раздел 4. Классификация фитоценозов | ||||||
4.1. | Проблема классификации растительных сообществ. Геоботаническое районирование растительности. Картографирование растительного покрова. Способы картирования | Лабораторные | 5 | 10 | ПК-1 | Л2.4, Л2.1, Л2.7, Л2.6, Л3.1, Л2.8, Л1.1 |
4.2. | Ординация фитоценозов. Методы ординации; Классификация растительности Алтая. | Сам. работа | 5 | 15 | ПК-1 | Л2.4, Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л2.8, Л1.1 |
Раздел 5. География фитоценозов. Основные типы растительности | ||||||
5.1. | Особенности типов растительности (луга); Особенности типов растительности (степи); Особенности типов растительности (леса); Особенности типов растительности (болота, тундры); | Лабораторные | 5 | 8 | ПК-1 | Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л3.1, Л2.8, Л1.1 |
5.2. | Характеристика основных типов растительности (степи, луга, леса, тундры, болота, рудеральная растительность) | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1 | Л2.1, Л2.5, Л2.2, Л3.1, Л2.8, Л1.1 |
5.3. | Экзамен | 5 | 27 | ПК-1 | Л1.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л2.7, Л2.6, Л2.5, Л2.2, Л3.1, Л2.8, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Работнов Т.А. | Фитоценология: учебник | МГУ, 1983 | 25 |
Л1.2 | Воронов А.Г. | Геоботаника: учебник | Высшая школа, 1973 | 17 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Прокопьев Е.П. | Экология растительных сообществ (фитоценология): Учебник | ТГУ, 2003 | 19 |
Л2.2 | Шумилова Л.В. | Ботаническая география Сибири: учебн. пособие | ТГУ, 1962 | 49 |
Л2.3 | Василевич В.И. | Очерки теоретической фитоценологии: Учебник | Наука, 1983 | 11 |
Л2.4 | Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. | Современная наука о растительности: Учебник | Логос, 2000 | 13 |
Л2.5 | Вальтер Г. | Общая геоботаника: Учебник | Мир, 1982 | 19 |
Л2.6 | Соколова Г.Г. | Антропогенная трансформация растительности степной и лесостепной зон Алтайского края: | Изд-во АлтГУ, 2003 | 5 |
Л2.7 | Александрова В.Д. | Классификация растительности: | Наука, 1969 | biblioclub.ru |
Л2.8 | Овчарова, Н. В. | Флора и растительность залежей правобережья р. Оби (Алтайский край): монография : Монография | АлтГУ, 2015 | http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/1034 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Ипатова В.С. | Летняя практика по геоботанике: практич. руководство | ЛГУ, 1983 | 70 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | База данных Биоразнообразие животного и растительного мира Сибири: | www-sbras.nsc.ru | ||
Э4 | Справочник. Информационная система «Биоразнообразие России. | www.binran.ru | ||
Э5 | База данных «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». | httБаза данных «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». p://bioaltai-sayan.ru. | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Лань" ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Геоботаника и растительность региона». Дисциплина «Геоботаника и растительность региона» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания об изучаемом предмете. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, гербарием. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |