Закреплена за кафедрой | Кафедра ботаники |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 28 | 28 | 28 | 28 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра ботаники
Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Знакомство с важнейшими понятиями инвазионной биологии и подходами к изучению различных нарушенных сообществ естественного и антропогенного происхождения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные методы и подходы к проведению исследований по инвазионным видам растений и животных, в том числе экспериментальные, стандарты и госты по оформлению научно-технических отчетов, обзоров по литературе, аналитических карт по распространению видов и пояснительных записок к выполненным заданиям. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить интерпретацию получаемой информации и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований в виде разделов работы или статей. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | в применении на практике приемов составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок с использованием сведений по геоботаническим описаниям нарушенных сообществ, банкам семян в почвах и современному распространению видов, определению времени появления видов на изучаемой территории. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История исследований инвазионных видов. | ||||||
1.1. | Инвазии на территориии Европы и других континентах | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Инвазии в Европейской части России. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
1.3. | История изучения чужеродных видов на территории Сибири. | Сам. работа | 7 | 5 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Формирование представлений о чужеродных видах | ||||||
2.1. | Классификации чужеродных видов по их агрессивности. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Классификации инвазионных видов по их представительству в экосистемах. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 3. Пути проникновения чужеродных видов на новые территории. | ||||||
3.1. | Перемещение с товарами и продуктами. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
3.2. | Проникновение с балластными водами. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 4. Характеристика местообитаний чужеродных видов. | ||||||
4.1. | Естественные нарушенные местообитания. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
4.2. | Антропогенно нарушенные местообитания. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 5. Агрофитоценозы как преобладающий тип нарушенных местообитаний. | ||||||
5.1. | Состав и строение агрофитоценозов. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
5.2. | Система взаимоотношений между компонентами агрофитоценоза | Лекции | 7 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
5.3. | Динамика агрофитоценоза. | Лабораторные | 7 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
5.4. | Происхождение сорных растений. | Сам. работа | 7 | 8 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 6. Характеристика основных типов антропогенных местообитаний | ||||||
6.1. | Луговые, степные, залежные сообщества. | Лекции | 7 | 4 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
6.2. | Рудеральные местообитания (обочины дорог, свалки, мусорные места). | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
6.3. | Техногенные местообитания ( карьеры, промышленные выработки). | Сам. работа | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
6.4. | Посадки древесных растений (парки, лесополосы, питомники). | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
Раздел 7. Фитоценозы на территориях населенных пунктов как основные места скоплений чужеродных видов. | ||||||
7.1. | Характеристика основных инвазионных видов растений. | Лекции | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
7.2. | Характеристика основных инвазионных видов животных. | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
7.3. | Карантинные объекты на территории региона. | Сам. работа | 7 | 5 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
7.4. | Черные книги и их роль в сохранении биоразнообразия. | Лабораторные | 7 | 2 | ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложения ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложения ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложения ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Терехина Т. А. | Особенности растительного покрова нарушенных местообитаний: учеб. пособие | Барнаул: [Пять плюс], 2017 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Туганаев В.В., Пузырев | Гемерофтиты Вятско-Камского междуречья : учебник | УГУ, 1988 | 14 |
Л2.2 | Марков М.В. | Агрофитоценология: учебник | Изд-во КГУ,, 1972 | 7 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF) | www.gbif.org | ||
Э2 | Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки | cyberleninka.ru | ||
Э3 | База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» | www.plantarium.ru | ||
Э4 | База данных «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона» | bioaltai-sayan.ru. | ||
Э5 | База данных «Кадастр инвазивных видов Алтайского края» | old.ssbg.asu.ru | ||
Э6 | Справочник. Информационная система «Биоразнообразие России. Ботаника | www.binran.ru | ||
Э7 | База данных Биоразнообразие животного и растительного мира Сибири: | www-sbras.nsc.ru | ||
Э8 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э9 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э10 | Курс в Moodle "Инвазионная биология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки. http://cyberleninka.ru/ База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях: https://www.gbif.org База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/ База данных «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». Тестовая и графическая информация о более чем 7000 растений, животных и грибов с территории Алтая и Саян: http://bioaltai-sayan.ru. База данных «Кадастр инвазивных видов Алтайского края». База данных содержит справочную информацию об инвазивных видах, произрастающих на территории Алтайского края: http://old.ssbg.asu.ru/advent.php Справочник. Информационная система «Биоразнообразие России. Ботаника: http://www.binran.ru/resources/archive/biodiv/ База данных Биоразнообразие животного и растительного мира Сибири: http://www-sbras.nsc.ru/win/elbib/bio/ Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
214Л | лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт. |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
016Л | склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Инвазийная биология». Дисциплина «Инвазийная биология» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания об изучаемом предмете. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, гербарием. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. |