МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инвазийная биология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 28 28 28 28
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Терехина Т.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Инвазийная биология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 Биология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство с важнейшими понятиями инвазионной биологии и подходами к изучению различных нарушенных сообществ естественного и антропогенного происхождения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные методы и подходы к проведению исследований по инвазионным видам растений и животных, в том числе экспериментальные, стандарты и госты по оформлению научно-технических отчетов, обзоров по литературе, аналитических карт по распространению видов и пояснительных записок к выполненным заданиям.

3.2.Уметь:
3.2.1.проводить интерпретацию получаемой информации и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований в виде разделов работы или статей.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в применении на практике приемов составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок с использованием сведений по геоботаническим описаниям нарушенных сообществ, банкам семян в почвах и современному распространению видов, определению времени появления видов на изучаемой территории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История исследований инвазионных видов.
1.1. Инвазии на территориии Европы и других континентах Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
1.2. Инвазии в Европейской части России. Лабораторные 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1
1.3. История изучения чужеродных видов на территории Сибири. Сам. работа 7 5 ПК-2 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Формирование представлений о чужеродных видах
2.1. Классификации чужеродных видов по их агрессивности. Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
2.2. Классификации инвазионных видов по их представительству в экосистемах. Сам. работа 7 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Пути проникновения чужеродных видов на новые территории.
3.1. Перемещение с товарами и продуктами. Лабораторные 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1
3.2. Проникновение с балластными водами. Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Характеристика местообитаний чужеродных видов.
4.1. Естественные нарушенные местообитания. Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
4.2. Антропогенно нарушенные местообитания. Лабораторные 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Агрофитоценозы как преобладающий тип нарушенных местообитаний.
5.1. Состав и строение агрофитоценозов. Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
5.2. Система взаимоотношений между компонентами агрофитоценоза Лекции 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1
5.3. Динамика агрофитоценоза. Лабораторные 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1
5.4. Происхождение сорных растений. Сам. работа 7 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Характеристика основных типов антропогенных местообитаний
6.1. Луговые, степные, залежные сообщества. Лекции 7 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1
6.2. Рудеральные местообитания (обочины дорог, свалки, мусорные места). Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
6.3. Техногенные местообитания ( карьеры, промышленные выработки). Сам. работа 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
6.4. Посадки древесных растений (парки, лесополосы, питомники). Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Фитоценозы на территориях населенных пунктов как основные места скоплений чужеродных видов.
7.1. Характеристика основных инвазионных видов растений. Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
7.2. Характеристика основных инвазионных видов животных. Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1
7.3. Карантинные объекты на территории региона. Сам. работа 7 5 ПК-2 Л2.2, Л1.1
7.4. Черные книги и их роль в сохранении биоразнообразия. Лабораторные 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложения ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Терехина Т. А. Особенности растительного покрова нарушенных местообитаний: учеб. пособие Барнаул: [Пять плюс], 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Туганаев В.В., Пузырев Гемерофтиты Вятско-Камского междуречья : учебник УГУ, 1988 14
Л2.2 Марков М.В. Агрофитоценология: учебник Изд-во КГУ,, 1972 7
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF) www.gbif.org
Э2 Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки cyberleninka.ru
Э3 База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» www.plantarium.ru
Э4 База данных «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона» bioaltai-sayan.ru.
Э5 База данных «Кадастр инвазивных видов Алтайского края» old.ssbg.asu.ru
Э6 Справочник. Информационная система «Биоразнообразие России. Ботаника www.binran.ru
Э7 База данных Биоразнообразие животного и растительного мира Сибири: www-sbras.nsc.ru
Э8 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э9 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э10 Курс в Moodle "Инвазионная биология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российская научная электронная библиотека концепции открытой науки. http://cyberleninka.ru/
База данных «Глобальная система по биоразнообразию (GBIF)». Содержит данные о распространении животных, растений, грибов и микроорганизмов на планете, изображения в природе и коллекциях: https://www.gbif.org
База данных «Атлас сосудистых растений России и сопредельных стран» позволяющий определять их он-лайн: http://www.plantarium.ru/
База данных «Биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона». Тестовая и графическая информация о более чем 7000 растений, животных и грибов с территории Алтая и Саян: http://bioaltai-sayan.ru.
База данных «Кадастр инвазивных видов Алтайского края». База данных содержит справочную информацию об инвазивных видах, произрастающих на территории Алтайского края: http://old.ssbg.asu.ru/advent.php
Справочник. Информационная система «Биоразнообразие России. Ботаника: http://www.binran.ru/resources/archive/biodiv/
База данных Биоразнообразие животного и растительного мира Сибири: http://www-sbras.nsc.ru/win/elbib/bio/
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека elibrary http://elibrary.ru


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
016Л склад кафедры ботаники – помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Палатка Lair4 - 7 шт.; палатка Скаут Sahara-4 - 8 шт.; палатка Comfort 4 - 2 шт.; пенетромер почвенный (трость агронома) - 1 шт.; полный набор буров для отбора всех типов почв и донных осадков на глубину до 5 м - 1 шт.; почвенный цилиндрический бур 05.07 - 1 шт.; пробоотборник почвенный с подножкой - 1 шт.; мешок спальный - 9 шт.; мешок спальный Mountain зеленый - 20 шт.; спальный мешок - 20 шт.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
214Л лаборатория систематики высших растений; кабинет ботаники и физиологии растений - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка ScreenMedia Economy - 1 шт.; микроскоп МБС-10 - 12 шт.; микроскоп Микромед - 4 шт.; микроскоп монокулярный Микмед - 4 шт., микроскоп ЛОМО – 4 шт., шкаф для хранения оптики – 1 шт.; шкаф для хранения демонстрационных материалов - 5 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Инвазийная биология». Дисциплина «Инвазийная биология» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания об изучаемом предмете. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, гербарием. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче зачета.
При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины.